Недавно случился разговор, почему наши центральные каналы бесконечно крутят советскую пластинку, иначе, а чего в прайме все ностальжи, да ностальжи? Серьезно, это нужно объяснять? Как бэ такой в стране курс - на прошлое, как-никак воскрешаем, колдуем, точно некроманты, да и целевой аудитории нравится... Ретро-драмы в России - это уже отдельный жанр. Качество разное: многие работы на "включить-выключить", а некоторые даже цепляют. Но есть и другое - качественные фильмы, где советский антураж - не самоцель или романтическая декорация, а способ осмыслить не много ни мало уроки целых поколений.
1. "Брежнев".
Вот смотрю я четвёртый сезон "Короны" и думаю, а чего у нас похожего нет и тут вспоминаю - да, есть же, есть! Это сериал по блестящему сценарию Валентина "Москва слезам не верит" Черных. Если бы не существовало американской гегемонии и дискриминации по отношению к национальным киношколам, за роль генсека Сергею Шакурову дали бы "Золотой глобус".
Это пример сильнейшей актерской работы, которых за пятнадцать лет, прошедших после премьеры "Брежнева", в России ничтожно мало. Список актеров, сыгравших в сериале, похож на нитку жемчуга: Василий Лановой, Валерий Золотухин, Светлана Крючкова, Владимир Меньшов, Андрей Краско, Сергей Гармаш, Мария Шукшина...
Пожалуй, лучший проект нулевых. Исторический портрет на фоне холодной, надломленной империи - тяжелого механизма, который медленно движется и скрипит. В густом супе придворных интриг, государственной политики и чудачеств рождается образ неглупого и приятного в общем человека. Человека, а не функции.
2. "Ликвидация".
Это уже народный сериал - уровень "Семнадцати мгновений весны". Сергею Урсуляку удалось создать умное и брутальное кино, которое нравится, пожалуй, всем. Обаятельные персонажи, замечательные актерские работы, цветокоррекция, придающая кадрам глубины и выразительности, мужской романтизм и дух приключений, как в остросюжетных книжках из детства.
3. "Оттепель".
Куда же без нее. Все смотрели, думаю. Съемки оптимистической рабоче-крестьянской комедии объединяют таких разных деятелей искусства: заслуженного режиссера Кривицкого и представителя прогрессивной волны - Мячина, опытного оператора Хрусталева и молодую, но талантливую Люсю Полынину, которая ломает гендерные рамки, начинающую актрису Марьяну и звезду одного кино, забытую на долгие годы - Ингу.
В истории полно отсылок к действительным, хорошо знакомым зрителю работникам киноцеха. Сериал легкий с юмором, динамикой. Но внезапно легкость оборачивается серьезной драмой и попыткой обобщить шестидесятнический опыт, несмотря на то, что события "Оттепели" разворачиваются лишь в самом начале эпохи. Известно, что Валерий Тодоровский задумал проект, вдохновившись "Безумцами" Меттью Уайнера. Получился крепкий "привет" поколению отцов.
4. "Граница: Таежный роман".
Первый по-настоящему хороший сериал нового тысячелетия в России. И один из первых, которые я запомнила. Александр Митта, вот все-таки мастер, сделал кайфовую вещь о дружбе и любви в дальневосточном военном городке. Это из той оперы, что ни убавить, ни прибавить - все подогнано и работает. Я иногда размышляю над тем, зашло бы на западе, или нет. Думается, существовал бы Netflix в 2000-м, "Граница" - стала бы международным хитом.
5. "Отличница".
Скажете - да это же чуть ли не мыло. Не мыло, а душевный роман об интеллигентной выпускнице юрфака Маше, распределенной в отдел милиции, где трудятся фронтовики-оперативники. Становление личности в антураже следственных мероприятий, убийств и погонь.
А еще история любви, построенная на контрасте нежности и прожженной грубости. В ролях Никита Ефремов, Александр Яценко, Елена Коренева, Валадимир Мишуков, Юлия Ауг и центральная исполнительница - Яна Гладких - девушка со внешностью, словно из пятидесятых.
5 с буквой "а". "Московская сага".
Сериал по произведениям Василия Аксенова я впервые посмотрела лет в четырнадцать. Тогда он показался мне ужасно тягучим и нудным. А тут повторяли. Я убирала деревенский дом и параллельно слушала. И оказалось, что фильм-то неплохой. Не шедевр, и что-то с ним все-таки не так, но затягивает. Тревожная семейная сага понятно про судьбы, искалеченные тектоническими сдвигами истории.
Послевкусие остается своеобразное. При просмотре ощущение приближающейся катастрофы, да и вообще катастрофы не покидает.
Если Вам понравилось, лайкайте, подписывайтесь, будем дружить на нервной почве - любви к кино.