СОН СТРЕКОЗЫ.
Однажды, позанимавшись в Школе искусства, а затем, наигравшись на лесной полянке со своими друзьями, уже под вечер, Стрекоза вернулась домой. Она очень устала и, выпив капельку нектара, улеглась в постель. За окном наступила ночь, и высыпали первые звёзды. Сквозь оконное стекло Стрекоза смотрела на звёзды и думала о них. Звёзды! Что они, кто они, почему живут и светят, и только ночью? Почему не падают на землю? А может, и падают, тогда куда деваются? Долго размышляла Стрекоза и не заметила, как заснула. Спит Стрекоза и видит сон.
Яркий летний день. Огромное голубое небо. Раскалённое солнце и кругом песок. Много песка и воздух кажется сухим и горячим. А ещё, какие-то огромные каменные сооружения. И сама она, сидит на самом верху одного из таких сооружений, да так высоко, что дух захватывает. Так высоко, она даже никогда не летала.
- Странно! – подумала Стрекоза, - где это я нахожусь, куда это я попала? -
Она стала внимательно осматривать каменное сооружение, на вершине которого оказалась. По форме оно напоминало пирамиду: снизу широкое основание, которое постепенно сужалось кверху, и на самом верху было похоже на острую вершину. Вот на этой-то вершине и находилась Стрекоза. Пирамида была сложена из огромных каменных глыб, которых было очень и очень много.
- Где же это я! - опять подумала Стрекоза, совершенно не понимая того, что с ней происходит и где она очутилась.
- Привет подружка! - услышала она внезапно ласковый и знакомый голос.
От неожиданности Стрекоза вздрогнула и обернулась - голос раздавался сзади.
- Здравствуй Бабочка! – обрадовалась она, - откуда ты взялась и где это мы с тобой?
- Да я и сама не знаю где. Лечу себе, кругом песок, пустыня, жара. Вдруг смотрю – огромная каменная пирамида, подлетаю поближе, а на самом верху, ты сидишь, ну я и обрадовалась, - сказала Бабочка.
- Слушай Бабочка, - Стрекоза почесала лапкой крылышко, - что делать-то будем?
- А что делать, - спокойно произнесла Бабочка, - летать, смотреть, думать, может и поймём, где мы находимся. -
Они стали осматривать пространство вокруг и вдруг, внизу, недалеко от пирамиды увидели огромного каменного льва. Он неподвижно лежал и как будто бы что-то охранял.
- Посмотрим? - спросила Бабочка, кивнув головой на льва.
- Посмотрим, - согласилась Стрекоза и они, взмахнув крылышками полетели к каменному льву.
Но чем ближе они подлетали, тем страшнее им становилось. Лев был какой-то непонятный и самым удивительным было то, что у него вместо львиной, была огромная человеческая голова. От удивления глаза Стрекозы так округлились, что казалось вот-вот, вылезут из своих орбит.
- Вот это да! - почти шёпотом, боясь, что её услышит таинственный каменный незнакомец, произнесла она. Стрекоза посмотрела на Бабочку, пытаясь понять страшно ли ей, но страха в глазах Бабочки она не увидела. Скорее наоборот - Бабочка с любопытством рассматривала каменного льва с человеческой головой и что-то усиленно пыталась вспомнить.
- Вспомнила, вспомнила, - вдруг радостно и громко сказала она - это же Сфинкс - лев с лицом фараона, он охраняет пирамиду, а значит мы, в Древнем Египте. Вот это да! - глаза у Бабочки восхищённо сияли.
- Постой, постой! Какой Сфинкс, какая пирамида, какой Древний Египет, я ничего не понимаю? - возбуждённо произнесла Стрекоза.
- Вспомни, - попросила Бабочка, - однажды на занятии, Старый Жук рассказывал нам об искусстве Древнего Египта и это было очень интересно.
Стрекоза напрягла свою память и стала вспоминать. Она всматривалась в Сфинкса, в пирамиду, недалеко от которой находилась ещё одна пирамида - немножечко поменьше, чем та, на которой, она сидела. Она смотрела на песок, на голубое небо, ощущала раскалённое солнце от которого, горячо было крылышкам и упорно вспоминала. И вдруг, как будто что-то её пронзило, Стрекоза радостно подпрыгнула и воскликнула:
- Я тоже вспомнила! Это же пирамида, её строили тысячи людей, из огромных каменных глыб и уже прошли тысячи лет, а она сохранилась! -
- А ещё, что ты помнишь? - спросила Бабочка.
Стрекоза задумалась и вдруг сказала:
- А ещё, ну совсем ничего не помню, ну прямо как будто я и не слушала ничего, как будто Жук ничего не говорил. Чудеса прямо с памятью какие-то и куда всё подевалась? -
- А ещё Жук говорил, что древние египтяне строили пирамиды для своих правителей – Фараонов, - сказала Бабочка.
- А ты не помнишь, для чего Фараонам были нужны пирамиды и почему их строили такими огромными – почти до неба? – спросила Стрекоза.
- Помню, - ответила Бабочка, - Жук говорил, что после смерти, тело фараона помещали в специальные ящики – саркофаги, а затем, эти саркофаги с телом умершего фараона помещали в специальную комнату, которая находилась в пирамиде, и получалось, что как будто бы, после своей смерти, фараон, как бы жил, но только в пирамиде. -
- Как это жил? – удивилась Стрекоза, - разве можно жить после смерти? -
- Вообще то, наверное, нельзя, - как-то не очень уверенно произнесла Бабочка, - я тоже что-то не припомню, чтобы после смерти кто-нибудь появился на земле. Но Старый Жук говорил, что древние египтяне верили в жизнь после смерти, вот и строили для фараонов пирамиды, и старались сохранить тело фараона целым и невредимым. -
Стрекоза не выдержала и перебила Бабочку.
- А для чего, всё это было надо? -
- Древние египтяне считали, что через некоторое время после смерти, уже в пирамиде, душа фараона к нему вернётся, и он будет продолжать жить, - пояснила Бабочка.
Стрекоза в который раз, удивилась.
- А как же он мог там жить, когда у него ничего там не было: и слуги, которые ему помогали, и предметы, которыми он пользовался и всё, что у него было при жизни - осталось на земле! -
- А вот для этого и служило древним египтянам их искусство, - как бы открывая Стрекозе какую-то тайну, ответила Бабочка.
- А что, у них ещё и искусство было? - не переставала удивляться Стрекоза.
- Да, память у тебя действительно никудышняя. И чем ты только слушала, когда Жук рассказывал? – немного даже рассердившись, произнесла Бабочка.
- Было, да ещё какое замечательное, у древних египтян, искусство! - уже с восторгом произнесла она и продолжала:
- Египетские архитекторы строили для фараонов дворцы, скульпторы высекали из камня их статуи, из золота и драгоценных камней древнеегипетские художники создавали для своих правителей украшения и многое другое. -
- Ну, а при чём тут жизнь после смерти? К ней - то, какое имело отношение искусство? - не понимала Стрекоза.
- Самое прямое, - уверенным голосом произнесла Бабочка, - именно произведения древнеегипетского искусства, заменяли фараону после смерти и его слуг, и предметы быта, и саму жизнь. То есть, искусство, как бы дарило фараону бессмертие. -
- Как это! - воскликнула Стрекоза. Она не могла поверить, что такое может быть.
- А вот так, - стала объяснять Бабочка, - маленькие статуэтки из глины заменяли умершему фараону слуг, а на стенах его гробницы - комнаты, где находился саркофаг с телом фараона, красками, изображали сцены из его жизни: охоты, развлечений, войн, жизни его подданных. А древнеегипетские скульпторы изображали статуи фараона, в которые, как считали египтяне, после смерти, через некоторое время могла вселиться его душа, и эти статуи тоже помещали в пирамиду. И всё это, как бы помогало фараону обрести жизнь после смерти и жить также, как на земле, - вспоминала то, что рассказывал Жук, Бабочка.
- Так значит древние египтяне своим искусством старались сделать жизнь фараона вечной, и чтобы эту жизнь никто не потревожил строили огромные пирамиды, которые должны были всё это вечно хранить, а каменный сфинкс это, как бы сторож, охраняющий покой фараона, - так я понимаю, - сделала вывод Стрекоза.
- Наверное, так, - согласилась Бабочка, которая уже изрядно устала от постоянных вопросов и объяснений. Ей захотелось отдохнуть, и она опустила крылышки и закрыла глаза, желая немного подремать. Наступила тишина.
Подружки не заметили, как у сфинкса открылся правый глаз, а затем левый. Он посмотрел на них и стал подниматься на ноги.
- Смотри, смотри, - испуганно закричала Стрекоза, - показывая Бабочке на сфинкса, - он оживает, он оживает! -
И в это время раздался громкий голос, от которого, у подружек затряслись и лапки и крылышки.
- Вы, почему нарушаете покой древнего правителя Египта и мешаете мне его охранять! -
Казалось, что его огромная каменная лапа сейчас сдвинется с места и раздавит маленьких насекомых. Не помня себя от страха, они бросились улетать. Никогда ещё в своей жизни Стрекоза не летела так быстро. Ей казалось, что огромный каменный лев с головой человека вот-вот догонит её и она погибнет. Её маленькое стрекозиное сердце готово было вырваться наружу – так ей было страшно. А тут ещё и Бабочка куда-то пропала, её нигде не было видно.
- Неужели погибла! - подумала Стрекоза. И тут она открыла глаза и увидела солнечный луч, который пробирался по стене её маленькой комнаты. - Так это был сон, - удивлённо подумала она, - и пирамида, и сфинкс, и Бабочка, приснились ей. Она поняла, что ей приснился Древний Египет - удивительная страна, с её, удивительным искусством о котором недавно, так интересно рассказывал Старый Жук.
( ИЛЛЮСТРАЦИИ НА УСМОТРЕНИЕ ХУДОЖНИКА. )