На заводе Генри Форда не было планерок по причине того, что у него все было построено по системе здравого смысла. Он не боялся брать даже бывших преступников, потому что все знали, что у Форда реально нужно работать. Бездельники к нему не шли. Никто не пойдет работать туда, где плохо. А для лодырей там точно плохо. Поэтому на завод к Форду шли люди, осознающие, что им придется работать, иначе сама система их выкинет. Именно по этой причине на заводе Генри Форда не проводились планерки.
Но далеко не каждый руководитель - Форд и планерки проводить все же приходится. И зачастую они проводятся совсем не том объеме, который требуется. И, конечно, объем требуется меньший, чем кажется. Многие знают на сколько скучны и бесполезны бывают совещания, которые со временем превращаются в ритуал.
Вообще, менеджмент делится на три категории:
1. Реальный менеджмент
Реальный менеджмент заканчивается реальными изменениями физической среды. Например, построенный дом, произведенные компьютеры, написанная картина и т.д.
2. Вербальный менеджмент
Это то, что говорится или пишется. Этот тип менеджмента делается для менеджмента реального. Как правило, это документы, проекты, эскизы и т.д. И не факт, что дело в итоге дойдет до реального менеджмента. Без такого типа менеджмента тоже нельзя, но он составляет 1/10 реального менеджмента.
3. Ритуальный менеджмент
Данный тип менеджмента вообще не приносит никакой пользы, но позволяет поддерживать управленческую роль. Если я провожу совещания, то я здесь самый главный. Да, совещания бесполезны, но я демонстрирую и напоминаю вам вашу роль, сидите и терпите.
Так, ритуальный менеджмент на сегодняшний момент заполонил подавляющую часть компаний и разного рода учреждений. Посмотрите, хотя бы, на заседания правительства. В выступлениях президента так же преобладает ритуальный менеджмент, но иногда можно увидеть проблески реального менеджмента, когда он начинает говорить человеческим языком и тогда его подчиненные приходят в некоторую осознанность.
Совещания и планерки реально нужны тогда, когда нет регламента, когда нет стандартизированного управления, когда какой-то вопрос сразу касается многих служб. В таком случае сразу слышны возражения, где одни предлагают одно решение, а другие с ним не согласны по своим причинам.