Как, вы не помните ралли Лондон–Сидней 1968 г.? А порше, ситроен, мерседес, лотус и вольво помнят, потому что... они проиграли «москвичу»!
Это было не какое-то там проходное (или проездное) событие, а важное мероприятие: ключевое ралли в истории автоспорта.
В частности, этот рейд считают 1-м автомарафоном. А некоторые особо эмоциональные журналисты называют его ралли века.
Также важна была его политическая и общекультурная миссия. Не так много лет прошло со времен Второй мировой, не все страны еще восстановились. Чтобы поднять настрой людей, а заодно и вложиться в экономику, решили провести какое-то «громкое» спортивное мероприятие.
Поскольку идея принадлежала англичанам, они, соответственно, за свою экономику и ратовали прежде всего. Решено было организовать авторалли для рекламы английских машин за границей с размахом: спорт у нас любят, все СМИ будут гарантированно освещать событие, в кадр кино- и фоторепортеров попадут британские автомобили.
Гонки решено было проводить на территории 11 стран в 3 частях света:
1) в Европе;
2) Азии;
3) Австралии, куда участников, к тому моменту показавших себя как лучших, перебросили на паромах.
По пути участников гонок поджидали распутица и дорожные проблемы всех сортов – от пустынь до разливающихся рек, от подъемов в горы до гололеда, от тумана до дождя со снегом и от серпантина до буераков. Самые сложные участки оказались в Турции, Афганистане и Австралии.
Также ралли неожиданно столкнулось с таким препятствием, как местные мальчишки в некоторых странах. Они забрасывали камнями участников ралли. В результате на некоторых машинах появились вмятины на кузовах и были разбиты стекла. Видимо, пацанята еще были не в курсе, что «автомобиль – это не роскошь, а средство» поддержания экономики и духа наций.
Нет, советские люди не стали победителями ралли. Ту гонку в 1968 г. выиграли англичане на Hillman Hunter.
А от СССР за победу боролись 4 экипажа на «москвичах». И они заняли разные места:
- 20-е место – экипаж Сергея Тенишева;
- 22-е – команда Уно Аавы;
- 33-е – группа Александра Ипатенко;
- 38-е – экипаж Виктора Щавелева.
И однако же эти места, особенно 20-е, были вполне нормальными и даже почетными для ралли, в котором стартовали в Лондоне 98 автомобилей, а к финишу в Сиднее добрались 56.
Получалось, что 412-й «москвич» обогнал крутые импортные тачки:
- Ford Cortina (5 авто этой марки заняли 23-е, 30-е, 35-е, 45-е и 53-е места);
- Saab V4 Estate (был 25-м);
- Mercedes-Benz 200D (пришел 26-м);
- Peugeot 504 (наезжал на пятки 26-му, т. е. стал 27-м);
- Ford Cortina Lotus (2 авто этой марки пришли друг за другом 29-м и 30-м);
- Renault 16TS (
притащилсяпришел к финишу 43-м); - Volvo (2 авто стали 41-м и
аж55-м); - Land Rover 2WD (
позорнопришел 49-м); - Volkswagen Beetle (прикатил
каким-то там51-м); - Porsche 911 T (стал
всего лишь59-м); - Volvo 123GT, Ford 20M RS, Citroen, которые до конца гонки вообще не добрались;
- и т. д., и т. п.
Импортные авто были специально усиленно подготовлены технически для ралли: имели дополнительную защиту двигателя, увеличенные топливные баки и проч.
Апгрейдом по-советски можно считать усиленное сцепление, дополнительные баки на 75 литров бензина плюс защиту передней подвески и картера двигателя для наших «москвичат».
И, тем не менее, все (!) советские машины проехали 3 части света, т. е. после жесткого отбора их было решено переправить для дальнейшего участия и в Австралию.
Так наши белые «москвичи» автозавода им. Ленинского комсомола доказали состоятельность советского автопрома. Важную роль тут сыграли также работники Уфимского моторного завода, которые подготовили для машин двигатели.
Между прочим, после этого ралли наши «москвичи» стали больше покупать из-за границы. Так что задуманный англичанами экономический эффект сработал и у нас.
П. с. Также читайте мой пост «Как женщины в СССР автопробег в защиту сталинской Конституции устраивали».