Странный триллер «Вивариум» от ирландского режиссера Лоркана Финнегана вышел в разгар пандемии и сразу обратил на себя внимание. Попробуем разобраться, что в нем хорошего и чего ему не хватает.
О чем этот фильм
На входе: молодая пара из Джеммы (уроженка Лондона Имоджен Путс) и Тома (уроженец Нью-Йорка Джесси Айзенберг) подыскивает совместное жилье в ближайшем пригороде. Человекоробот из риэлторской конторы отвозит их в тихий коттеджный поселок и оставляет там. Навсегда.
Чтобы их отпустили, ребятам нужно будет пройти своеобразный квест: воспитать ребенка, найденного пусть и не в капусте, но в картонной коробке. Впрочем, узнать всё о финале фильма можно уже по его рекламному слогану: «Ваш дом. До гроба».
А что же на выходе? Плюсы фильма
➕ Посыл. Фильм вышел ко времени и к месту.
Идея возникла после того, как в Ирландии десять лет назад разгорелся жилищный кризис. В то время страна испытывала острую нехватку доступного жилья, так что было решено отстроить множество домов в пригороде, но они так и остались пустыми, потому что люди отказывались туда переезжать — они не могли себе это позволить.
Это была тревога и отчаяние, людям, может, и хотелось бы переехать в новый дом, но у них не было денег. Все это совпало с экономическим кризисом, во время которого многие остались без работы, — купившие дом уже не могли оплачивать ипотеку.
В общем, «Вивариум» вдохновил один кризис, а его выход в прокат совпал с другим.
Из интервью Джесси Айзенберга
➕ Коттеджизация. Когда-то в «Форбс» вышла рекламная статья застройщика про «малоэтажную Россию», который – ну примерно как риэлтор в «Вивариуме» – рассказывает о прелестях загородной жизни в собственном доме. Фильм очень наглядно, пусть и однобоко, демонстрирует все эти прелести.
➕ Декорации. Не секрет, что Финнеган вдохновлялся картинами Рене Магритта, и у арт-департамента получилось перенести этот старый-добрый бельгийский абсурд в киношный формат. Например, риэлтор – это абсолютно магриттовский человек в котелке, очень абстрактный и очень заменяемый. Правда, остались вопросы, но об этом скажу ниже в разделе «Минусы».
➕ Актерская игра. Путс и Айзенберг вполне обычны, а именно такого эффекта явно добивались авторы фильма – показать обывателя, условную нуклеарную семью.
➕ Хорошо уже хотя бы что это полнометражный фильм, а не сериал.
Чего «Вивариуму» не хватило
Объем. Персонажи получились очень плоскими, чересчур никакими. Людям почти нечего вспомнить, им как будто не очень интересно быть вдвоем, а при малейшей угрозе они тут же подчиняются, дожидаясь своей незавидной участи. Или это огрехи сценария – или же плохая метафора на наше поколение. Надо спросить у Джесси Айзенберга, что он думает по этому поводу.
Кинематографичность. Магритт как идея очень хорош, но он еще и очень вариативен – чего не скажешь о «Вивариуме». Возможно, я придираюсь, но мне не хватило здесь какой-то изобразительной изюминки – сумасшедшей кухни или нестандартного дизайнерского кресла.
Говорят, на фильме работали постановщики визуальных эффектов Ларса фон Триера, но вот именно какого-то спецэффекта, благодаря которому этот унылый мирок зажил бы собственной жизнью, «Вивариуму» и не хватает.
(Не) окончательный вердикт
«Вивариум» понравится как любителям фантастики, так и синефилам (забавно узнавать знакомые фильмы, которые здесь своеобразно цитируются – например, кукольные этажи из фильма «Быть Джоном Малковичем» Спайка Джонса).
Зеленые дома-реди-мейды порадуют фанатов субурбии – особенно тех, кто устраивает ровно такие же, как в «Вивариуме», коттеджные поселки в российских пригородах. Предлагаю даже этих застройщиков в этих реди-мейдах и поселить.
А еще мне кажется, этот фильм точно оценят поклонники даже не столько Ларса фон Триера, сколько Михаэля Ханеке, который показывает бессмысленное насилие, призванное уничтожить человеческую личность, – именно такой жестокий эксперимент в итоге ставят некие высшие силы над нашими главными героями. «Вивариум» концентрирует в себе этот дистиллят тоталитаризма, который мы наблюдаем повсеместно.