Найти тему
Беерот Ицхак

Глава Ваеце — Если нет муки…

Оглавление

«Если Б-г будет со мною, оберегая меня на пути, по которому я иду, и пошлет мне хлеб для пропитания и одежду для облачения, и если я вернусь с миром в отцовский дом – тогда Г-сподь будет мне Б-гом» (Берешит, 28:20).

Имя Элоким (Б-г) символизирует меру Суда. Так что наш праотец Яаков говорит здесь, что если у него будет все необходимое для существования, он готов обязаться служить Всевышнему на самом совершенном уровне, по мере Суда.

Здесь нам раскрывается один важный принцип. Сказано в Пиркей Авот: «Если нет муки – нет Торы». Ведь если человеку нечего есть, как он будет учить Тору? Пишет Сфорно, что Яаков дал Зевулуну, занятому бизнесом, благословение прежде, чем Иссахару, занимающемуся Торой, поскольку человек не может учить Тору без того, чтобы у него было все необходимое. Поэтому, говорит Сфорно, в благословении коэнов тоже сказано: «Да благословит тебя Всевышний (имуществом), и охранит тебя (от убытков)», и только потом – «Озарит тебя Всевышним Ликом Своим» – светом Торы, ведь если нет муки – нет и Торы.

Поэтому, сказано в книге «Црор а-Мор», Тора велит построить стол (в Мишкане), символизирующий достаток, прежде чем Менору, символизирующую Тору, как сказано, что Тора дана тем, кто ест ман и кто ест труму.

Именно поэтому, пишет Абудраам, приговор об урожае выносят в Песах, в начале сфират а-омер и подготовки к принятию Торы, ведь если нет муки, нет Торы.

Рав Йерухам Лейвович из ешивы Мир говорил, что это входит в правило: «Подготовь себя в коридоре, чтобы войти в зал». И как писал Хасид Яавец в комментарии к Пиркей Авот, пропитание необходимо, «как необходима лестница для голубятника». Это необходимое средство, но не цель сама по себе.

В любом случае взгляд должен быть таков: первым делом – позаботиться о «муке». Как сказано в трактате Бава Кама (92а): «Когда гость приезжает в город, спрашивают, есть ли у него еда и питье».

Я это пережил на собственном опыте...

читать дальше