Считается, что «Тайная вечеря» - самая масштабная работа Леонардо да Винчи, самого главного мистификатора эпохи Возрождения. Но на самом деле, «Битва при Ангиари» (ее также называют "Битва при Ангьяри") намного ее превосходит, ее размер составляет 6,6м. на 17,4м. Проблема лишь в том, что никто из современников её не видел воочию.
После изгнания Пьеро Медичи из Флоренции и в честь этого события гонфалоньер Содерини заказал фреску двум художникам. Они должны были украшать стен Салона пятисот, одного из залов Большого Совета. Первую стену отдали уже известному на тот момент Леонардо, а вторую Микеланджело, которому на тот момент было 27 лет.
Сначала они представили эскизные картоны, которые высоко оценил Содерини, затем картоны были выставлены на месяц для оценки публики и только после этого начались работы по росписи стены. Правда только одной - Микеланджело к своей части так и не приступил.
Работа над Битвой при Ангиари началась в 1503 году, но за три года ее так и не удалось завершить. Все потому, что для росписи стен да Винчи использовал новую методику, которая оказалась не совсем удачной.
Как Леонардо сам себе задачу усложнил
При выборе темы фрески Леонардо обратился к сражению, произошедшему 29 июня 1440 года между флорентийцами и миланскими войсками. В нем, несмотря на численное превосходство, миланцы были разгромлены флорентийским отрядом.
Микеланджело же пошел другим путем и для своей фрески выбрал сюжетом момент нападения на флорентийцов в тот момент, когда они купались.
Леонардо смог воссоздать из наброска лишь центральную часть своей фрески. На ней изображены всадники флорентийского войска. Да Винчи очень четко передал эмоцию ярости, что отметили все - ярость заметна не только в лицах военных, но даже в позе коней, которые словно сцепились и вгрызались друг в друга.
Однако, увидеть это всё можно лишь на копии, которую создал Рубенс. Она считается самой качественной и удачной, именно поэтому она пополнила коллекцию Лувра. Хотя считается, что он писал свою копию с гравюры Заччиа, а тот в свою очередь создавал её с копии, созданной Рафаэлем, который в возрасте 21 года наблюдал за работой и соперничеством да Винчи и Микеланджело. Работа Рафаэля сейчас хранится в Оксфорде.
Так почему работа так и не была завершена? Все дело в том, что для ее создания Леонардо, который невероятно детально изучил все тонкости сражения и даже разработал и соорудил специальные леса, выбрал новую для себя технику энкаустики (закрепление теплом), о которой он узнал из записей Плиния.
На тот момент он активно экспериментировал с техниками, которые опробовал на "Тайной вечере", но здесь гения ждал провал - фреска начала разрушаться уже в ходе работы над ней. Краска либо не держалась, либо попросту поглощалась стеной. Тогда Леонардо попытался выйти из положения, продолжив роспись масляными красками, но штукатурка, нанесенная для энкаустики не принимала краску на масляной основе.
Работа над фреской шла невероятно медленно и Совет требовал либо ускорить её завершение, либо вернуть деньги, выплаченные за заказ. Закончилось всё тем, что Леонардо прервал свою работу, уехав в Милан по приглашению Шарля д’Амбуаза.
Исчезновение фрески
Спустя половину столетия семья Медичи решила реконструировать зал и поручила это Джорджо Вазари. Именно после этого работа Леонардо да Винчи была бесследно утеряна.
На месте работы Леонардо в палаццо Веккьо появилась фреска Вазари "Битва при Марчиано", на которой изображено сражение 1554 года возле Марчиано-делла-Кьяна.
В 1975 году искусствовед Маурицио Серачини предположил, что фреска Леонардо не находилась в таком ужасном состоянии, как это описывается в истории и что, если судить по эскизам, она и к моменту реконструкции зала выглядела хорошо. Также он высказал гипотезу о том, что Вазари просто не мог уничтожить работу гения, просто нарисовав свою поверх, потому что он восхищался творчеством Леонардо.
Плюс на картине он заметил зеленый вымпел с надписью «Cerca trova», что означает "Кто ищет, тот находит". Несложно догадаться, что по следам традиций да Винчи могла быть оставлена подсказка о том, что его фреска всё еще находится в целости и сохранности.
Именно благодаря этой надписи ученые считают, что фреска Леонардо находится за работой Визари. Причем «Битва при Марчиано» была написана не поверх «Битвы при Ангиари», а на новой стене, которую он специально воздвиг. Доказательством тому служит небольшая воздушная прослойка, находящаяся за фреской, которую обнаружили во время исследований Серачини.
На то время не было технологий, позволивших бы сделать исследование за фреской Вазари, а вот в 2012 году при помощи специальных зондов историки смогли попасть за фальш-стену и собрать образцы со скрытой стены — там были найдены черная и бежевая краска, а также красный лак. Проведя химический анализ образцов, учёные установили, что черный пигмент соответствует пигменту, который был использован при создании «Моны Лизы».
Несмотря на то, что легендарную фреску нашли, обнародовать её всё еще никто не может, потому что для этого потребуется разрушить работы Вазари, которые на данный момент представляют не меньшую культурную и историческую ценность для мира. Поэтому самая масштабная работа Леонардо живёт вдали от человеческих глаз.
Если вам понравился пост, поставьте лайк, если нет - напишите в комментариях и мы это обсудим.
И обязательно поделитесь этой информацией с друзьями, они будут благодарны!