ЭДГАР ДЕГА в корне отличался от других импрессионистов.
1️⃣ Дега - это РИСУНОК (а не цвет, свет и блики от него, так нужные и важные для импрессионизма), который, по словам самого художника, "не форма, но способ видения ее".
2️⃣ Дега НЕНАВИДЕЛ ПЛЕНЕР, писал всегда в помещении, со всех сторон изучал темноту и резкий, искусственный свет рампы (импрессионизму же необходимо естественное освещение, чтобы ловить игру световых рефлексов).
3️⃣ Дега более чем ПРОДУМАННЫЙ художник, в картинах которого совсем мало сиюминутности (импрессионизм - это всегда бессодержательное впечатление от увиденного в данный момент времени). Натурщицы приходили к Дега в мастерскую, он делал десятки этюдов, из которых потом создавал ПРОДУМАННУЮ, ВЫВЕРЕННУЮ ДО МЕЛОЧЕЙ, уравновешенную КОМПОЗИЦИЮ.
Любимый художником ЭФФЕКТ СЛУЧАЙНОГО СТОП-КАДРА (характерный и для импрессионизма) НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛ РЕЗУЛЬТАТОМ ОГРОМНОЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ и расчета (в то время как у импрессионизма - это всегда сиюминутное, ибо свет никогда не бывает одинаковым и в каждую минуту по-новому играет в природе и заново ее открывает).
4️⃣ Дега любил ЧЕРНЫЙ и ПАСТЕЛЬ (импрессионизм в массе своей черный не использовал, вместо этого были фиолетовый или темно-зеленые оттенки).
5️⃣ Дега страстно любил балет (смотри так же скачки, труд прачек, мир кафешантанов, женщин за туалетом). То есть Дега интересовался ЖИЗНЬЮ, импрессионизм - светом (то, каким образом он отражается, играет, отбрасывает тени).
Дега интересовал ТЯЖЕЛЫЙ, КАЖДОДНЕВНЫЙ ТРУД, застывший в красоте якобы сиюминутно пойманного момента. И совсем не важно, то ли эта работа балерины, то ли прачки, то ли напряжение лошади перед забегом.
А вообще Дега был маниакальным театралом. Он 20 лет подряд покупал абонемент в театр, и только через 15 лет директор Парижской оперы разрешил ему проникнуть в закулисье балетной жизни (до этого художник приглашал танцовщиц к себе в мастерскую, причем иногда просто за ними наблюдал, не делая ни одного эскиза, как и натурщиц, которых он просил просто ходить по мастерской и расчесываться).
Зачем он так поступал? Он писал по памяти в мастерской, а такой подход помогал ему добиться того самого СИЮМИНУТНОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ. То есть, по сути, это совсем не случайно увиденное действо, а продуманная до мелочей композиция, но приподнесенная на блюде с французским соусом impression.
Результат упорной работы в мастерской КАЖЕТСЯ ОСТАНОВЛЕННЫМ ДВИЖЕНИЕМ (быстрая динамичная линия / мазок, обобщенный рисунок).
6️⃣ Дега интересовало ДВИЖЕНИЕ, а не все тот же свет и цвет, которые служили для художника вспомогательным средством, расставляющим акценты. А акценты эти - движение и эффект фрагментарной композиции, словно стоп-кадр или случайный фрагмент, выхваченный объективом фотоаппарата.
7️⃣ Дега работает ПЯТНОМ, то есть вся композиция не строится только на мазке (как у импрессионистов).
Импрессионизм и Дега объединяет лишь момент бессодержательности (фиксация красоты момента), хотя у Дега есть абсолютно СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ работы, например, "Абсент" (то, чего мы не встретим у импрессионистов).
То есть, по сути, Дега не просто больше, чем импрессионизм, ДЕГА - НЕ ИМПРЕССИОНИСТ (не зря же они с Мане дружили всю жизнь). Хотя формально он принимал участие в 7 из 8 выставок этого движения и, в общем-то, считается одним из его основателей.
Дега действительно близок с Мане, который, как мы помним, тоже НЕ ИМПРЕССИОНИСТ!
Но Дега пошел другим путем - он словно подглядывал в замочную скважину: его модели будто не знают, что за ними наблюдают и, занятые собой, не стараются принимать красивые позы (такая жизненность мотивов особенно сильно шокировала публику в рисунках обнаженных Дега).
"То, что я делаю, есть результат размышлений и изучения великих мастеров; о вдохновении, непосредственности, темпераменте - темперамент, пожалуй, самое подходящее здесь слово - я не имею понятия. Когда говорят о темпераменте, мне всегда представляется силач на ярмарке, который, расставив ноги, приглашает кого-нибудь встать на его протянутую ладонь" (Эдгар Дега).