Напоминаю, что мы говорим об особенностях речевого взаимодействия клиента с психологом, а именно пробуем понять, что же собственно клиент хочет сказать «своими словами».
Предыдущую статью можно прочесть здесь. А сегодня я хочу поговорить с вами о том, какие бывают вопросы.
Так вот, вопросы бывают разными.
Закрытые, которые предполагают ответ «да» или «нет». Например, «Вы считаете, мне надо уволиться с работы?» Закрытые вопросы демотивируют, они как бы «припирают психолога к стенке». Кроме того, много закрытых вопросов создают ощущение допроса.
Открытые вопросы, как правило, начинаются с вопросительных слов: кто, что, где, когда, зачем, почему, сколько, кому, как, чем...? Особенно внимательно следует относиться к вопросам, начинающимся со слов «почему?», «по какой причине?» В них часто скрыт упрек, они воспринимаются как обвинение, вынуждающее психолога оправдываться. Например: «Почему вы на меня сердитесь?» или «Почему вы не знаете этого?» или «О чем вы думаете?»
Наводящие вопросы. Например, «Вы же разделяете мнение о том, что психологические тренинги могут принести вред психическому здоровью человека?» или «А вы не думаете, что я был прав?» Вопросы, относящиеся к этой категории, побуждают психолога подтвердить сказанное клиентом. В наводящем вопросе уже формулируется определенное мнение. Задавая такой вопрос, клиент внушает свое мнение и исподволь оказывает влияние на ход разговора так, что психолог не сразу осознает это.
Альтернативные вопросы. Например: «Так мне что, начать ходить к вам на индивидуальную терапию или поехать на интенсив?» Во-первых, такой вопрос всегда задает с позиции «или-или» и в нем исключается позиция «и-и» и позиция «ни то - ни другое». Во-вторых, тоном голоса клиент как бы «давит на одну чашу весов», то есть на словах предлагается какой-то выбор, а на деле выбор уже сделан. Однако, здесь следует учитывать, каким тоном задается вопрос. Иногда альтернативный вопрос – это просто попытка резюмировать информацию и как-то в ней сориентироваться.
Обоснованные вопросы. Пример: «Если тема, о которой мы начали разговаривать, касается моей семейной жизни, то мне бы хотелось задать вам несколько вопросов. Замужем ли вы? Есть ли у вас дети? Какой у вас опыт работы с супружескими проблемами?»
Встречный вопрос – это хороший способ перехватить инициативу в разговоре. Это вопросы типа: «Зачем ты это спрашиваешь? Что конкретно тебя интересует? А ты как думаешь?» и т.п. Клиент, таким образом, активно защищается в разговоре, нападает с целью выиграть время на раздумья и получить дополнительную информацию.
💁Какие бы вопросы не задавал клиент, важно помнить: кто задает вопросы, тот управляет процессом беседы. Но куда он ее ведет? Какова его истинная цель? Как дать убедительный ответ по существу дела, чтобы он удовлетворил потребность клиента?