Найти в Дзене

📌Как сердцу выразить себя? (часть 10)

Психолог Артамонова Юлия. Как сердцу выразить себя? (часть 10)
Психолог Артамонова Юлия. Как сердцу выразить себя? (часть 10)

Напоминаю, что мы говорим об особенностях речевого взаимодействия клиента с психологом, а именно пробуем понять, что же собственно клиент хочет сказать «своими словами».

Предыдущую статью можно прочесть здесь. А сегодня я хочу поговорить с вами о том, какие бывают вопросы.

Так вот, вопросы бывают разными.

Закрытые, которые предполагают ответ «да» или «нет». Например, «Вы считаете, мне надо уволиться с работы?» Закрытые вопросы демотивируют, они как бы «припирают психолога к стенке». Кроме того, много закрытых вопросов создают ощущение допроса.

Открытые вопросы, как правило, начинаются с вопросительных слов: кто, что, где, когда, зачем, почему, сколько, кому, как, чем...? Особенно внимательно следует относиться к вопросам, начинающимся со слов «почему?», «по какой причине?» В них часто скрыт упрек, они воспринимаются как обвинение, вынуждающее психолога оправдываться. Например: «Почему вы на меня сердитесь?» или «Почему вы не знаете этого?» или «О чем вы думаете?»

Наводящие вопросы. Например, «Вы же разделяете мнение о том, что психологические тренинги могут принести вред психическому здоровью человека?» или «А вы не думаете, что я был прав?» Вопросы, относящиеся к этой категории, побуждают психолога подтвердить сказанное клиентом. В наводящем вопросе уже формулируется определенное мнение. Задавая такой вопрос, клиент внушает свое мнение и исподволь оказывает влияние на ход разговора так, что психолог не сразу осознает это.

Альтернативные вопросы. Например: «Так мне что, начать ходить к вам на индивидуальную терапию или поехать на интенсив?» Во-первых, такой вопрос всегда задает с позиции «или-или» и в нем исключается позиция «и-и» и позиция «ни то - ни другое». Во-вторых, тоном голоса клиент как бы «давит на одну чашу весов», то есть на словах предлагается какой-то выбор, а на деле выбор уже сделан. Однако, здесь следует учитывать, каким тоном задается вопрос. Иногда альтернативный вопрос – это просто попытка резюмировать информацию и как-то в ней сориентироваться.

Обоснованные вопросы. Пример: «Если тема, о которой мы начали разговаривать, касается моей семейной жизни, то мне бы хотелось задать вам несколько вопросов. Замужем ли вы? Есть ли у вас дети? Какой у вас опыт работы с супружескими проблемами?»

Встречный вопрос – это хороший способ перехватить инициативу в разговоре. Это вопросы типа: «Зачем ты это спрашиваешь? Что конкретно тебя интересует? А ты как думаешь?» и т.п. Клиент, таким образом, активно защищается в разговоре, нападает с целью выиграть время на раздумья и получить дополнительную информацию.

💁Какие бы вопросы не задавал клиент, важно помнить: кто задает вопросы, тот управляет процессом беседы. Но куда он ее ведет? Какова его истинная цель? Как дать убедительный ответ по существу дела, чтобы он удовлетворил потребность клиента?