13 сентября 1925 года в Челябинске появляются первые автобусы. С этого дня регулярные автоперевозки в городе не прекращались.
Сказать, каким был первый челябинский автобус непросто. По одним данным, сооружен он был на шасси трофейного 2-тонного грузовика «Гарфорд», по другим – основой этого «чуда техники» послужила американская передвижная автомастерская на базе армейского грузовика «Уайт». Именно этим, по-видимому, объясняется своеобразный способ попадания пассажиров в салон – через заднюю грузовую дверь. Довольно элегантный кузов, явно заводского производства, вмещал 16 пассажиров и имел багажное отделение. Машина весьма примитивной конструкции практически была лишена подвески и оснащалась деревянными колесами с цельнорезиновыми шинами. К началу 1920-х годов это было очевидным анахронизмом. Изготовлен «автобус» был в мастерской челябинского пожарного депо по инициативе инженера-энтузиаста Грабовского. Руководил работами талантливый механик Борис Алфеев. В целом машина получилась гармоничной, но была перетяжелена. Механизмы постоянно работали в предельном режиме – сказывался возраст «американского донора». Уже через два года автобус №1 с баланса Горкомхоза был снят и возвращен 1-е пожарное депо, где еще некоторое время служил на подсобных работах.
Не меньшей диковинкой были и другие автобусы – некогда французская «легковушка» «Панар-Левассор» и франко-британский легковой «Тальбо», оба рассчитанные на 9 пассажиров.
Общественный транспорт был настолько востребованным, что в автобус превратили даже пожарный автомобиль «Фиат» - на нем челябинцы ездили больше 10 лет, с 1930 по 1943 годы.
Маршрут первого автобуса соединил Заречье с городом. Он протянулся от кожевенного завода, где собирал жителей Кирсараев – большого рабочего поселка в окрестностях нынешнего Теплотехнического института – по Рабоче-Крестьянской улице (ныне ул. Кирова) прямиком до ул. Спартака (сейчас пр. Ленина). Из центра – по ул. Ленина (совр. ул. Свободы) в сторону вокзала и до завода им. Колющенко.
Плата за проезд зависела от продолжительности поездки и доходила да 20 копеек. Для рабочих с окраин установили твердую таксу в 5 копеек и выдавали абонемент. Прибыль от перевозок шла на дальнейшее развитие автохозяйства – в частности, на перевод городской пожарной команды на автотягу.
Не забывал Челябинск и старые привычки: по воскресеньям, при хорошей погоде, один автобус ездил по дореволюционному маршруту – к дачам на озере Смолино.
Первые городские автобусы появились в городе в 1927 году. Весной в гараж въехали новые автобусы АМО. Громоздкие машины, собранные на шасси полуторатонного грузовика АМО-Ф-15, по уровню комфорта недалеко ушли от кустарных «Гарфордов» и «Уайтов».
Автобусов отчаянно не хватало; выделяемые Москвой машины уходили в Свердловск. Завязалась долгая переписка со столичными чиновниками. В начале 1928 года Челябинскому Горсовету удалось купить в столице за 52 тысячи рублей два новых красавца Я-3. Отделка и окраска салона в точности повторяли английские автобусы «Лейланд» - оттого и возникла легенда о том, что первыми по челябинским улицам стали курсировать именно «Лейланды».
Летом пустили автобус от железнодорожной станции до Каштакского санатория. Общественный транспорт «стягивал» окраины, собирал их в один «большой Челябинск» - шумный, мобильный, многолюдный.
В 1928 году все машины, идущие от вокзала после 6 вечера, проходили не по ул. Ленина, а мимо Горсада «к удобству гуляющих», как писала газета «Челябинский рабочий».
В декабре 1927 года Горсовет принял первые Правила пользования автобусом – «списанные» с железнодорожных и продиктованные жизнью. Проезд осуществлялся по билетам и абонементам. Дети до 5 лет, не занимающие места, ездили бесплатно. Не допускались в автобус граждане нетрезвые и арестованные в сопровождении конвоя. Особое внимание уделялось оружию. Милиционеры и военные входили в салон с винтовками при отомкнутом штыке, а охотники – только с разобранным или зачехленным оружием. Посадка в автобус – строго по очереди, вперед пропускали пассажиров с грудными детьми и инвалидов.
Все нарушения правил, включая безбилетный проезд, карались одинаковым штрафом в 1 рубль. «Зайцев» и нарушителей кондуктор передавал ближайшему постовому, который и взимал штраф. Платить на месте было выгодно – иначе нерадивого пассажира ждало административное дело и штраф в 3 рубля, а то и недельные принудительные работы.
Литература:
Челябинский автобус: [фотоальбом / [гл. ред. Смирнов М.Ю.]. Челябинск: Элефант, 2015. -148 с.
В публикации использованы фотографии из фондов ЦИКНЧ