Жила на краю нашей деревни старуха Марья. Она была доброй и порядочной женщиной, бабы часто ходили к ней за советом, делились своими секретами и невзгодами. Баб Марья помогала и словом, и делом: немного деньжат займёт до получки, вареным сахаром угостит или пирожков в гостинец детям передаст. Старуху знала вся округа, и она была сведуща во всех делах: могла подсказать, какого мастера позвать, чтобы печку новую положить, кому красивые наличники заказать, а у кого из рукодельниц самое тонкое кружево купить можно.
Никто не знал, сколько баб Марье лет. На вопросы о возрасте она всегда отшучивалась. Убранные в пучок волосы её поседели, кажется, лет сорок назад, тогда же, вероятно, расплылась и фигура: женщина была невысокой и очень дородной. Когда баб Марья шла по дороге, издалека казалось, будто это не человек вовсе, а цветастый шар перекатывается: старуха очень любила яркие платки и юбки, и не отказывала себе в удовольствии носить их даже в весьма преклонных годах. Полнота и возраст сказались на подвижности баб Марьи: со временем она всё реже выходила на долгие прогулки, предпочитая сидеть на лавке под старым раскидистым дубом, который рос рядом с домом.
Для жителей деревни была привычной такая картина: ярко одетая толстая старуха отдыхает на лавке в окружении сборища детей. Хозяйка очень любила разные "заедки" - подсолнечные и тыквенные семечки, лесные орехи и сушеные яблочки. Своим нехитрым угощением она охотно делилась с ребятнёй и прохожими. В благодарность те рассказывали ей о всех событиях, что происходили в округе.
Вечерами около баб Марьи собирались и бабы с мужиками. Несмотря на годы, старуха имела острый ум и прекрасную память. Разговоры с ней были излюбленным развлечением всех деревенских. Она помнила и события своей молодости, и рассказывала истории и сказки, которые передала ей её мать.
Своих детей у баб Марьи не было. Где-то жила её родственница по имени Ирина, но кровную связь вырвавшаяся в город и обросшая большой семьёй женщина забыла, и не навещала старуху.
Память к Ирине вернулась ровно через пару месяцев после смерти баб Марьи.
***
Старуха умерла в солнечный весенний день на своей любимой лавочке. В какой-то момент она прислонилась спиной к забору, набрала в грудь побольше воздуха, огляделась по сторонам, а затем подняла глаза на вершину зазеленевшего листьями дуба и отдала Богу душу.
Жители деревни оплакивали добрую баб Марьи и поминали её добрым словом. Женщину провожали со светлой грустью: жизнь её была долгой, а уход - тихим и спокойным, и в этом случае, наверное, грешно роптать на судьбу и гневить Бога излишними стенаниями.
Без баб Марьи деревня будто осиротела, и первое время многие сомневались, что всё сможет стать таким же, как и прежде. Но всему свой срок и свой черёд: вереница дел и забот помогли вернуть жизнь в привычное русло.
Однажды тишину летнего полуденного зноя нарушил шум автомобиля: в деревню приехала родственница баб Марьи и её муж. Супруги взяли с собой риелтора: они быстро оценили доставшееся от старухи наследство и засобирались восвояси. Ирина не разрешила местным забрать нехитрые пожитки покойницы и отказалась дать соседкам на память хоть что-нибудь. Женщина погрузила посуду, старые книги и ещё какие-то вещички в машину со словами, что продаст всё это на барахолке, ведь "деньги лишними не бывают".
Через неделю в деревню приехала пожилая пара - знакомые Ирины, которым та продала дом. Супруги признались, что приобрели недорогую "избушку" (так назвала наследством баб Марьи Ирина), чтобы перестроить её в большой дом, где могли бы спокойно доживать своё век, приглашая в гости детей и внуков. Пётр Алексеевич (так звали нового хозяина) выписал лес, нанял мужиков и работа закипела.
Буквально к вечеру деревню потрясла неожиданная новость: новые жильцы нашли клад! Плотники разбирали часть стены старого дома, и вдруг откуда-то посыпались старинные золотые монеты. Оказалось, что они были спрятаны между брёвнами.
Тут-то и вспомнили деревенские, как рассказывала им баб Марья, что дом её "непростой". Старуха утверждала, что когда-то в нём жила повитуха Матрёна, про которую в округе ходило множество легенд. Матрёна якобы владела знахарскими секретами: так, она помогла девушке, которой ведьма свою колдовскую силу передать пыталась, сняла сглаз с новорожденного мальчика и жениха, на которого порчу на собственной свадьбе навели. И самое главное - говорили, что повитуха принимала роды у невесты чёрта, и получила от нечистого за работу золото.
Этим рассказам многие не верили и считали их выдумкой. Но кто же знает, откуда в обычном доме могли взяться золотые монеты?..
Как бы то ни было, но клад отошёл Петру Алексеевичу и его супруге. Они щедро заплатили плотникам за работу, дали денег детям и пожертвовали часть клада на восстановление старинной местной церкви. На оставшиеся деньги они поставили памятник на могиле баб Марьи.
Кстати, о родственнице покойной старухи. Ирина приехала в деревню сразу после того, как узнала об удивительно находке. Она долго кричала, требовала золото себе и грозилась судами. Пётр Алексеевич и его жена не дали ей ни копейки.
Женщина еще неоднократно наведывалась в деревню и устраивала истерики из-за клада, но, при этом ни разу не навестила могилу баб Марьи.
***
Ранее я рассказывала историю о том, как деревенская девушка невестой чёрта стала и что с ней потом произошло.
В нашей деревне происходили не только мистические события. Было много забавного, например, как мужику "кучу" под дверью оставили, а он необычным способом виновника нашёл. Или как мать хитростью дочь замуж выдала. Есть и рассказ о вечно недовольной тёще и "смекалистом" зяте.
Мне будет приятно, если вы поделитесь своим мнением в комментариях или поставите лайк. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие истории.