В новом выпуске программы «Город» рассказываем об объемах строительства в Москве за прошедшее десятилетие
Десять лет назад пост мэра Москвы занял Сергей Собянин. Для нас это повод рассказать о строительстве в столице за десятилетие. Никаких эмоций, только факты и цифры. Ну и миллионы квадратных метров жилья и тысячи километров дорог и тоннелей метро.
Это программа «Город» — в очень коротком формате и вместе с экспертами мы рассказываем, как развитие мегаполиса помогает зарабатывать бизнесу — от самозанятых до крупнейших корпораций.
Итак, десятилетие для Стройкомплекса Москвы выдалось ударным. Начнем с развития метро. С 2011 по 2020 год в столице проложили 116 км линий метрополитена, построили 56 новых станций и десять депо. В ближайшие три года метростроители проложат еще 89 км линий. Запланировано открытие 38 новых станций и пяти депо. Когда все это построят, около 90% москвичей будут проживать в удобной доступности от станций метро.
А самый масштабный текущий проект подземки — строительство Большой кольцевой линии. Ее планируют завершить в 2022 году. На втором кольце длиной 70 км будет 31 станция. Со стартом БКЛ метро в шаговой доступности получат 3 млн москвичей из 34 районов столицы.
Двигаемся дальше. Вместе с метро в последнее десятилетие Москва активно развивала и железнодорожный транспорт. К городской электричке Московского центрального кольца (МЦК), запущенного в 2016 году, позднее — в 2019-м — добавились и Московские центральные диаметры (МЦД). Для Стройкомплекса — это строительство дорожного полотна и транспортно-пересадочных узлов. А для москвичей и жителей Подмосковья — мобильность и транспортная доступность.
Дорожное развитие. С 2011 года в Москве Стройкомплекс ввел в эксплуатацию 1007 км новых дорог. Что более сложно: построено 292 транспортных сооружения — мосты, тоннели и эстакады (одна эстакада над Можайским шоссе чего только стоит). Понимая важность транспортной связи с Подмосковьем, с 2011 года реконструировано 15 вылетных магистралей и 17 развязок на МКАД. Пробки и заторы значительно снизились на перекрестках и съездах. Крупнейший дорожный проект десятилетия — так называемое Хордовое кольцо — сеть скоростных магистралей, соединяющих МКАД через внутренние районы города. На сегодня построено 72% этого мегапроекта.
Самая важная жилищная программа десятилетия в Москве — это, конечно, реновация. Она стартовала в 2017 году, планируется, что около 1 млн москвичей благодаря этой программе улучшат свои жилищные условия — переедут из ветшающих пятиэтажек 1960-х годов в современные комфортабельные дома. Вот несколько свежих цифр. С момента старта программы уже построено 67 домов, 58 из них заселяются. В процессе переселения находятся 27 тыс. москвичей. В активной стройке еще 180 домов, в работе 464 стартовые площадки. Жилье нельзя представить без социалки. Это поручение мэра: каждый микрорайон в Москве должен быть обеспечен школой, больницей и детским садом. За десять лет в городе построили 288 детских садов и ясель, 104 школьных здания.
И напоследок — о приятном. Вы знаете, за это десятилетие Москва, действительно, изменялась. Но многие изменения нельзя измерить. Например, как можно оценить или посчитать парк «Зарядье» или, скажем, реконструированный стадион «Лужники», которым гордятся все москвичи. Это нельзя оценить, и это уже история.
Читайте также
Видео: 10 лет программе редевелопмента «ржавого пояса» Москвы
В Москве стартовал архитектурный конкурс для домов по реновации
Власти Москвы заявили о росте тарифов на жилищные услуги в 2021 году
Материал заимствоан из архива статей РБК Недвижимость