Найти тему
Правовая культура

Баланс интересов потребителей и предпринимателей. Возможен ли он?

Оглавление

Эта статья - теория. Но эта теория поможет разобраться в правах потребителей и главное: не выучить "букву закона", но понять его дух. Поверьте юристу со стажем, именно понимание духа закона - ключ к эффективной защите прав, в том числе, к победам в суде и вне его.

  • поиск баланса противоборствующих интересов - задача хорошего закона;
  • баланс интересов потребителей и предпринимателей: сегодня и завтра
  • и, конечно, изучение мнения читателей.

Невозможно всех помирить, но можно найти баланс

Пожалуй, самое распространенное заблуждение граждан, с которым я сталкиваюсь каждый день - это убежденность в том, что в законе есть какие-то неведомые "тонкости", которые помогут выиграть любое дело.

Увы, это очень часто не так. Задача законодателя, создающего обязательные для всех правила поведения не спрятать внутри закона "пасхалку", которая поможет юристам выигрывать все на свете, а создать норму - компромисс, которая в той или иной мере устроит каждого.

В обществе всегда есть те, кто никогда не договорятся: родители и дети, бывшие супруги, враждующие веками народы.

Грамотный и мудрый законодатель, если он является таковым, не занимает одну сторону. Он находит компромиссное решение, которое так или иначе удовлетворяет обе стороны. Это и есть баланс интересов.

Один из примеров "вечного противостояния", с которым неизбежно сталкивается каждый - это потребители и предприниматели.

Именно поэтому законодательство о защите прав потребителей должно быть в высшей степени логичным, простым, продуманным до мелочей, а практика его применения не должна допускать "перекосов" в ту или иную сторону.

Удержать баланс между интересами продавцов и покупателей - крайне непростая задача. Решать которую призван Закон о защите прав потребителей. (изображение: https://sun9-53.userapi.com/c844720/v844720157/69e4d/rvDijsTsIIU.jpg)
Удержать баланс между интересами продавцов и покупателей - крайне непростая задача. Решать которую призван Закон о защите прав потребителей. (изображение: https://sun9-53.userapi.com/c844720/v844720157/69e4d/rvDijsTsIIU.jpg)

К чести отечественного законодателя, следует отметить, что наш Закон о защите прав потребителей не так плохо справляется с этой непростой задачей. Как минимум, об этом свидетельствует то, что закон не менялся с далекого 1992 года, то есть, с самого момента становления свободного потребительского рынка.

Если быть точным, то в закон, конечно, изменения вносились, следуя за развитием технологий торговли. Но его основа, главные идеи и принципы, остаются прежними. И именно из-за своего почтенного возраста закон носит столь непривычное название - Закон РФ. Федеральные законы появились после принятия Конституции в 1993 году.

В 2021 году Закон о защите прав потребителей ждут серьезные изменения. Большинство моих читателей оценили нововведения положительно

Ранее я опубликовал статью о том, что с 1 января 2021 года вводится в действие новая редакция статьи 16 Закона о защите прав потребителей. Эта статья посвящена условиям договора с потребителями. По сравнению с прошлой редакцией требований к таким договорам становится в несколько раз больше.

Защита прав потребителей по-новому (часть 1)

Кроме того, обновятся правила торговли через Интернет, комиссионные магазины и правила продажи отдельных видов товаров - эти изменения будут внесены в постановления Правительства, причем во все сразу.

Защита прав потребителей по-новому (часть 2)

Как и следовало ожидать, мои читатели не на шутку заинтересовались темой. Ведь каждый из нас потребитель, даже тот, у кого есть свой бизнес. Более 5 000 человек дочитали эти немалые статьи до конца, за что каждому огромное спасибо!

Отдельная благодарность тем, кто в комментариях поделился своим мнением о новых правилах защиты потребителей. Большинство из комментариев были положительными.

-2

Однако, даже по комментариям стало очевидно, что другая сторона - предприниматели, от нововведений не в восторге, полагая, что вести бизнес станет сложнее.

-3

А значит, преимущества новых правил неочевидны. Баланс интересов потребителей и бизнеса может быть нарушен. Разумеется, последнее слово, как и всегда, за правоприменением. Будем внимательно следить за развитием судебной практики.

Конфликт продавцов и покупателей гораздо серьезнее и продолжительнее противостояния героев комиксов. Положить ему конец ни один закон, увы, не в силах. (изображение: https://simkl.in/fanart/46/465172249b294011e_0.jpg)
Конфликт продавцов и покупателей гораздо серьезнее и продолжительнее противостояния героев комиксов. Положить ему конец ни один закон, увы, не в силах. (изображение: https://simkl.in/fanart/46/465172249b294011e_0.jpg)

Впрочем, новые положения Закона - это и есть, по сути, положения, уже сформированные судебной практикой в отдельных делах. Теперь эти положения сведены в один документ. А это должно помочь не только юристам, но и простым гражданам найти и применить данные положения.

Некоторые внимательные читатели даже обратили на данное обстоятельство внимание. Форму выражения данной мысли комментировать не буду, главное содержание:)

-5

ОПРОС!

Итак, дорогие друзья, как вы знаете, мне важно мнение каждого! Ваше мнение - драгоценный материал для моих научных статей и новых уникальных публикаций на этом канале.

Если еще не читали о предстоящих изменениях Закона о защите прав потребителей, обязательно прочтите. Ссылки выше. И ответьте, пожалуйста, на два коротких вопроса:

Здесь нет правильных и неправильных ответов. Только ваше личное мнение!

Результаты опроса я обязательно опубликую, когда наберется достаточное количество голосов! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить.

Ставьте лайк и делитесь ссылкой на статью в социальных сетях! Вместе мы сделаем правовую действительность лучше