Найти тему

Макар учится читать. Образовательная среда в семье.

Третий пошёл, как говорится.

Если брать за точку отсчёта появление желания, то Агата училась читать два года, Арсений два месяца. Макар два дня.

Ну ладно, про два дня я загнула, конечно. На первый он понял, как соединяются буквы в слоги, а на второй уже смог прочесть слова из двух слогов. В момент начала - то есть несколько дней назад - Макар знал всего четыре буквы. Догадаетесь, какие? Конечно, М, К, А, Р. Всё.

Упорный ребёнок. Когда я уже сдуваюсь на первой книжечке Татьяны Русситы, Макар просит ещё одну. Признаюсь, это не самое моё любимое занятие: ждать, когда ребёнок поймёт, как складываются согласные с гласными. У Агаты ушли годы - и она правда была очень медленной. Пока складывала М и А, она забывала, что уже только что их сложила в начале слова.

С Макаром я придумала пока две фишки. Первая: чтобы буквы соединились, они «берутся за ручки». И я реально беру его за руку в этот момент - помогает! Он сам уже берёт меня за руку, чтобы соединить буквы в слог.

Вторая. Я предлагаю ему писать слова из магнитных букв. С ним это очень хорошо идёт - он начинает задумываться, как получить МУ или КО, смотрит на вопрос с другой стороны, так сказать.

В общем, он уже читает нетрудные слова, сам составляет тоже неплохо. И на второй день занятий я обнаружила, что он запоминает буквы - ведь мы их ни дня не учили. Это чудо, Сеня очень долго не мог запомнить, Агате я рисовала целый альбом с буквами, где на каждую букву были изображения, она подглядывала в процессе, бегала к алфавиту на стене и по картинке узнавала букву. Макару это не требуется.

Речь, конечно, не о моих выросших талантах, а о том, что мозг у Макара созрел. И значки ему близки. К тому же я вижу очень важную роль математики в этом процессе, ведь Макар уже в четыре закончил дошкольный курс математики на учи.ру и начал первый класс. С Агатой - когда были трудности - я изучала вопрос, и выяснила, что обучение счёту очень сильно влияет на появление структур (простите за ненаучность) в мышлении, появляется логика.

Если считать книги Русситы настоящими книгами, то Макар прочёл восемь штук. Рано так заявлять, но скорость восприятия у него совершенно другая, нежели у старших.

Главное в этом вопросе - его желание. Не было ни малейшего давления или попытки замотивировать с моей стороны (стон «ну, когда ты уже будешь сам читать?» вечером за сотым разом Финдуса считать не будем). Сейчас я не считаю, что занятия должны быть регулярными, что начинать надо с простого, что вообще в этом вопросе есть какие-то рабочие для всех схемы.

Волшебство семейного свободного образования в действии. Без мук, страданий, уговоров и долгих нудных сидений. Весело, осознанно и легко.

Автор статьи: Александра Чернявская.