Люблю сериалы, от которых ничего не ждёшь, а потом не можешь оторваться от экрана. Такими тёмными лошадками, на деле оказавшимися суперхитами, в этом году стали «Тед Лассо» и «Ферзевый гамбит».
Этот вариант названия «Queen's Gambit» мне импонирует больше, хотя смысл его адаптации на русский как «Ход королевы» понятен – такая игра слов позволяет связать личность главной героини с сюжетом. Не важно, какой из вариантов выберете вы, главное – не пропустите этот мини-шедевр из семи эпизодов.
Прошёл месяц с момента премьеры, а количество его просмотров превысило 62 миллиона, и это абсолютный рекорд за всю историю сервиса Netflix. Чем же он заслуживает столько внимания?
Причина 1. Отличная история и драматургия
Если следовать описанию сюжета, это простенькая золушкина сказка о безвестной сироте Бет Харман, превращающейся в королеву шахмат.
Не верьте синопсису – вас ждёт отличная история о преодолении. С драматургией, от которой захватывает дух: как на американских горках, то взлетаешь-вдохновляешься, то опускаешься на дно тёмных эмоций. И вся история героини, и каждая шахматная партия в ней тянет на хороший психологический триллер. Саспенса вам хватит до самого финала.
Причина 2. Грамотный сценарий
Крутая история – заслуга не только писателя Уолтера Тевиса, другие романы которого тоже дали жизнь блестящим экранизациям: «Бильярдист» с Полом Ньюманом, «Цвет денег» Мартина Скорсезе и «Человек, упавший на Землю» с Дэвидом Боуи.
На счету создателя сериала Скотта Фрэнка – сценарий лучшей части саги о Россомахе «Логан» и сериальный вестерн «Забытые богом». Именно он пригласил Гарри Каспарова на роль советского чемпиона. От неё Гарри Кимович отказался, но сам предложил и исполнил другую – консультанта сериала по части шахмат.
И справился превосходно: благодаря ему на экране разыгрываются непридуманные партии. За это «Queen's Gambit» похвалили многие ведущие гроссмейстеры мира, включая знаменитого Патрика Вольфа, который узнал в финальном поединке реальную партию, разыгранную им в 1993 году.
А прототипом для образа главной героини Бет послужил, конечно же, Бобби Фишер – вундеркинд и шахматный гений, получивший чемпионский титул в 14 лет.
Поэтому причина 3: сериал сделан с большой любовью к шахматам, но так мастерски, что смотреть его интересно и любителям этого вида спорта, и таким далёким от него обывателям, как я.
Причина 4. Все ингредиенты идеальны
Ещё одно бесспорное достоинство – очень точное отражение атмосферы конца 50-х с помощью костюмов, декораций, саундтрека. А главное – отношения к шахматам: в то время гроссмейстеры были популярнее рок-звёзд. В Советском Союзе их боготворили, и эти эпизоды старательно отсняли в Восточном Берлине, максимально приблизив к атмосфере Москвы.
Без ляпов не обошлось: ради кадра с мальчиком, развозящим спиртное в «Национале», пора вводить премию «Золотая клюква». Но когда Бет забредает на Гоголевский бульвар и предлагает уличному игроку в лице Юозаса Будрайтиса на чистом русском «Сыграем?», остальные огрехи хочется простить.
Причина 5. Образ главной героини
Ну, и, наконец: настолько цельный образ героини в современном кино – редкость. За него актриса Аня Тейлор-Джой достойна всех кинонаград. Вангую, «Золотой Глобус» за лучшую женскую роль уже у неё в кармане. И достойных конкурентов «Ферзевому гамбиту» среди драматических сериалов этого года я тоже не вижу.