Найти тему
Владимир Пискурев

СКАЗКА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ

Стояло лето. Дни были длинными и тёплыми, а ночи тоже были тёплыми, но короткими. Солнце всходило рано, медленно и неспешно совершало свой дневной путь и поздно вечером уходило за горизонт. Вот и получалось, что летнее солнце делало день длинным, а ночь – короткой.

В один из таких вечеров Стрекоза, Кузнечик, Бабочка и Комарик сидели на полянке недалеко от дома Стрекозы и вели негромкий разговор. А кругом была тишина: и звери, и птицы, и насекомые, да и люди, наверное, в своих домах, готовились к вечернему отдыху. И вдруг, наши друзья услышали красивый звон, который раздавался издалека, но докатывался аж до самого леса. Звон был чистый, ясный и какой-то особенный, торжественный.

- Что это? - испугавшись, встрепенулась Стрекоза.

- Не бойся, - успокоил её Комарик, - это звонят колокола в церкви. -

- Как красиво звонят, - сказала Бабочка.

- Да, красиво, - согласился Кузнечик и при этом привстал на задние лапки, как бы желая посмотреть в ту сторону, откуда доносился колокольный звон.

- Как бы я хотела посмотреть на колокола, - мечтательным голосом произнесла Стрекоза.

- Да и храм интересно бы было увидеть, и снаружи, и изнутри. Тем более, что совсем недавно, Жук о храмах нам рассказывал, - добавил Кузнечик.

- Ой! - воскликнула Стрекоза, - а я не присутствовала на том занятии, когда Жук о храмах рассказывал, у меня крылышко болело, и я дома была. -

- Слушайте, - предложил Комарик, - а что если завтра утром, мы все вместе полетим к храму и посмотрим на него, и на колокола посмотрим, и Стрекозе покажем. -

Все согласились. На следующий день рано утром, когда первые лучи солнца коснулись вершин деревьев, все уже были в сборе. Лучше всех дорогу к храму знала Бабочка. Она полетела первой, остальные за ней. И вот вдали, на высоком и красивом холме показалась церковь. Решив немного отдохнуть и полюбоваться на церковь издалека, друзья уселись на макушке высокого тополя. Отсюда церковь была хорошо видна. До чего же она была красивой, высокой, стройной, похожей на сказочный белый терем. На фоне голубого неба, в солнечных лучах, золотые купола сверкали как огромные звёзды.

Подлетев к храму, они увидели в стене окно и залетели внутрь. От красоты, которую Стрекоза увидела внутри, она даже растерялась. Она крутила головой в разные стороны, охала, ахала, восхищалась и, наконец, заговорила.

- А, что Жук о храмах рассказывал? – спросила она.

- А то и рассказывал, - начал Кузнечик, - что строить храмы люди начали очень давно, и древние египтяне строили, и древние греки, и много где строили. -

- И что их храмы были похожи на этот храм? - возник вопрос у Стрекозы.

- Нет, - ответил Кузнечик, - их храмы были другие, а этот похож на те, которые строили в Византии.

- Где, где? - не поняла Стрекоза.

- В Византии, - повторил Кузнечик.

- Ви-зан-тия, - протяжно произнесла Стрекоза, - красиво звучит. -

- Да, красиво звучит, - согласился Кузнечик, - и страна была очень красивая. Гости приезжавшие в Византию только диву давались: дворцы, храмы византийцев – всё было очень красивым. -

- Так ты Кузнечик говоришь, что этот храм с куполами похож на византийский храм? - переспросила Стрекоза.

- Да, Жук так рассказывал. Он ещё говорил, что византийцы строили свои храмы в виде креста, а крыша представляла собою купол и такой храм они называли крестово-купольным, - пояснил Кузнечик.

- И этот храм видно тоже крестово-купольный, - догадалась Стрекоза и, как будто задумавшись о чём-то, серьёзно спросила: - А для чего византийцы строили храмы, да ещё, такими красивыми? -

Кузнечик призадумался, решая, как ответить на этот вопрос и вдруг заговорила Бабочка: - Вера была у них такая, вера в Иисуса Христа. Верили, почитали и поклонялись ему византийцы. А чтобы общаться с Христом, молиться ему, строили специальные здания, которые и называли храмами или церквями. И чтобы внутри храма всё напоминало о Боге. На куполах и стенах изображали самого Иисуса Христа, его учеников – Апостолов, Богоматерь – женщину, давшую Христу жизнь, Святых – людей имевших особые заслуги перед Богом. - Бабочка замолчала, переводя дыхание.

- Продолжай, - шёпотом сказала Стрекоза, боясь ей помешать.

- И вера в Иисуса Христа называлась у византийцев - Христианской религией. Христианской, от слова Христос, а религия - значит вера, верую, с Богом общаюсь.-

Стрекоза раскрыв рот с огромным интересом слушала Бабочку, которая, оказывается, так много знала и о христианских храмах, и о христианской религии, и когда Бабочка замолчала, она спросила: - А откуда же узнавали византийцы об Иисусе Христе, о его жизни и деяниях, о друзьях и врагах? -

- Ооо! - протяжно и как-то по особенному, произнесла Бабочка, - был у них умный и мудрый рассказчик, который и поведал о Христе и его жизни. И назывался этот рассказчик - «БИБЛИЯ» - книга такая, очень старинная. Это она, «БИБЛИЯ», подсказывала византийцам, как изображать Христа, Богоматерь, Апостолов, где в храме их изображения помещать. И храм сам становился, как бы книгой, которую можно было посмотреть и многое узнать и понять о Христе, и христианской религии. -

- Так это что же, получается! - воскликнула Стрекоза, - приходили византийцы в храм, смотрели на изображённые картины и, как бы читали «БИБЛИЮ», только страницы этой книги были стены! -

И тут она подняла голову, посмотрела под купол храма и внезапно, как будто чего-то испугавшись, замолчала. Прямо на неё смотрел человек.

- Кто это? - шёпотом, боясь испугать незнакомца, спросила Стрекоза.

- Это Христос, это его изображение под куполом, - спокойно произнесла Бабочка, а потом добавила, - это фреска. -

- А что такое фреска? - спросила Стрекоза.

- Фреска, это картина, исполненная красками по сырой штукатурке, - ответила Бабочка.

- А что такое штукатурка? - не унималась Стрекоза.

И тут вмешался молчавший до сих пор Комарик: - Штукатурка это специальный раствор, которым покрывают стены здания, сложенные из кирпича. Когда раствор на стене высыхает, то стена становится ровной и гладкой. Так вот, пока штукатурка на стене сырая, художник пишет на ней картину, и такая картина называется фреской. -

- Поняла, поняла, теперь всё поняла! - воскликнула Стрекоза, - я и сама теперь вижу, как много в храме фресок. -

И тут она показала лапкой в сторону красивых картин. Их было очень много, они находились одна возле другой, ровными рядами и располагались снизу доверху.

- А это кажется не фрески, - заметила Стрекоза, - эти картины не на стене, они на деревянных досках, и все вместе, и так много! Что это? -

- Ты права, - сказала Бабочка, - это не фрески, это иконы, а то, на что ты указываешь, называется иконостас, и состоит иконостас из икон, поэтому их так много. –

А на иконах тоже изображения Христа, Богоматери, Апостолов? – спросила Стрекоза.

- Да, на иконах тоже изображения и Христа, и Богоматери, и Апостолов, и Святых,- сказала Бабочка.

- А Святые, это кто такие? - спросила Стрекоза.

- Святые? – переспросила Бабочка и, немного подумав, сказала, - Святые, это люди, которые сделали очень много хорошего и полезного для людей, для христианства, для церкви и за какие-то выдающиеся заслуги их провозгласили Святыми. -

- Ааа, теперь понятно, - с оттенком уважения в голосе произнесла Стрекоза, добавив, - значит и Святых тоже, изображали на иконах. -

- Ещё как изображали, - добавил Комарик, - вон их тут как много. -

- Это уж точно, - как бы подтвердил всё вышесказанное, молчавший до сих пор Кузнечик.

Разговор прекратился. В храме стояла тишина. Все молча продолжали рассматривать. И вдруг взгляд Стрекозы остановился на одной из икон. На ней была изображена Богоматерь, держащая на руках маленького Христа. Она нежно и бережно прижимала его к себе, и глаза у неё были почему-то очень печальными и грустными. По крайней мере, Стрекозе так показалось, и ей стало её очень жалко и, она спросила: - Бабочка, а ты не знаешь, почему у Богоматери такие грустные и печальные глаза, кто её обидел? -

- Знаю, - ответила Бабочка, - только это очень длинная история, её долго надо рассказывать. -

- Расскажи Бабочка! - взмолилась Стрекоза.

- Расскажи Бабочка, расскажи, - стали упрашивать её Комарик и Кузнечик.

- Ладно, - согласилась Бабочка, - только давайте подлетим поближе к иконе. -

(РЕПРОДУКЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО ОПИСАННОЙ ТЕМАТИКЕ.)