Найти в Дзене

Мученик Второй Мировой

Семьдесят пять лет назад, когда до победы союзников в Европе оставался всего месяц, к эшафоту привели немецкого пастора. Еще в феврале 1933 года, когда многие наблюдатели не видели в новом канцлере особой угрозы, он был одним из первых, кто осудил Гитлера. В течение следующих 12 лет Дитрих Бонхёффер время от времени сопротивлялся нацистам: сначала проповедями и поддержкой евреев, затем в качестве клерикального дипломата и двойного агента. Он был потомком прусской знати и немецким патриотом; но когда 9 апреля 1945 года его назвали в концентрационном лагере Флоссенбюрг, его повесили как предателя.

Соучредитель Amnesty International назвал Бонхёффера «архетипическим узником совести». Однако, в отличие от великих мучеников XX века, в отличие от Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга, Бонхёффер мало чего добился. В то время как Ганди привел Индию к независимости, а Кинг возглавил движение за гражданские права, Бонхёффер не оставил материального наследия. Тем не менее, его смелость должна сделать его равным им.

Бонхёффер родился в 1906 году и вырос в августейшей семье. Его отец был выдающимся психиатром в Германии, а его дед и двоюродная бабушка служили при королевском дворе в качестве капеллана и фрейлины соответственно. Читающий с листа пианист, он шокировал своих родственников из высшего сословия своим юношеским заявлением о том, что он хочет стать теологом.

Несмотря на то, что он получил две докторские степени и учился у ключевых фигур в немецкой школе либерального протестантизма, решающим для становления Бонхеффера стал его год в Нью-Йорке. Он учился в Союзном теологическом колледже, но все больше разочаровывался в его уступках секуляризации. «Они проповедуют практически обо всем, кроме Евангелия Иисуса Христа», - писал он. Это был 1931 год, и в соседнем Гарлеме все еще находился в разгаре творческого возрождения, Бонхёффер нашел свой духовный дом в негритянской общине абиссинской баптистской церкви.

-2

Позднее в том же году Бонхёффер был рукоположен в Берлин и начал читать лекции в университете. Его возвращение совпало с подъемом нацистов, и, опираясь на свой опыт сегрегации в США, Бонхёффер быстро заметил угрозу Гитлера. На следующий день после прихода Гитлера к власти в 1933 году он выступил по радио с речью, осуждающей нацистскую мораль. Со временем он поможет координировать безопасный выход евреев из Рейха.

Ввиду надвигающейся войны Бонхёффер вернулся в Нью-Йорк в июне 1939 года. Но через месяц совесть вернула его в Германию. Вскоре после вторжения Гитлера в Польшу той осенью он начал сотрудничать с Сопротивлением. В круг его заговорщиков входили такие же люди, как он: смелые, культурные и патриотичные. В отличие от спокойной жизни, полной учебы и молитв, которую он предвидел, теперь ему пришлось плести бесчисленные сети обмана.

В 1940 году Бонхёффер был отстранен от службы в качестве армейского капеллана и был призван на фронт и был принят на работу в абвер - немецкую военную разведку. Его роль была организована друзьями в хорошем положении, которые совмещали работу в высшем руководстве с поддержкой Сопротивления.

Спасенный от черновика, Бонхёффер написал богословие (сосредоточив внимание на природе ученичества и роли церкви в светском мире) и жил повседневной жизнью лютеранского священника. Но его пастырские обязанности были его прикрытием для работы Абвера, которая сама по себе была прикрытием его антинацистских усилий.

-3

Антигитлеровские лидеры абвера объяснили назначение Бонхёффера его международным опытом. Его пребывание в США и Великобритании (он провел полтора года в Лондоне после своей радиопередачи в 1933 году) и его контакты в союзных странах сделали его подходящим для анализа морального духа обществ, которые Гитлер стремился уничтожить.

Вместо этого Бонхёффер попытался оценить, а затем заручиться поддержкой союзников отечественных антинацистов Германии. Епископ Джордж Белл из Чичестера, старый наставник, живший в Лондоне, пытался убедить министра иностранных дел Энтони Идена в том, что Бонхёффера стоит поддерживать. Иден ответил: «Я не вижу никаких причин поощрять этого злобного священника».

Гестапо приехало за Бонхёффером в его дом в апреле 1943 года, радостно схватив священника, работавшего на конкурирующее разведывательное агентство. Следующие два года, свои последние, Бонхёффер проведет в тюрьме.

Первоначальным обвинением против него было отмывание денег (от помощи беженцам, бегущим из Рейха), и только после покушения на Гитлера 20 июля 1944 года гестапо обнаружило документальный след, ведущий к абверу. Бонхёффер явно был замешан.

Когда новости о провале заговора достигли Уинстона Черчилля, премьер-министр распустил Сопротивление. По его словам, это было просто свидетельством того, что «высшие деятели германского рейха убивали друг друга». Черчилль был прав в том, что многие из авторов заговора были замешаны в приходе Гитлера к власти, но Бонхёффер - специалист по этике заговорщиков - был исключением.

Когда Гитлер поклялся отомстить предателям, шансы Бонхёффера на освобождение резко упали. Опасаясь репрессий против своей семьи, он отклонил предложение охранника помочь ему сбежать из берлинской тюрьмы Тегель. Даже тогда были времена, когда удача могла его спасти, например, когда фургон, везший его и захваченных иностранных агентов во Флоссенбюрг, сломался. Всего через две недели после его смерти 9 апреля 1945 года Флоссенбюрг был освобожден американцами.

Посетители западного входа в Вестминстерское аббатство сегодня могут увидеть статую Бонхёффера среди «современных мучеников», в двух местах от Мартина Лютера Кинга. Хотя он не повлиял на ход истории, как Кинг, Бонхёффер символичен. Он напоминает о том, чтобы подвергнуть сомнению манихейские стереотипы Второй мировой войны. История Бонхёффера - это воплощение Германии времен Третьего рейха. Он повествует о том, как личность и страна, пропитанная культурой, были перевернуты и разорены, а затем разрушены.