Найти тему

С дошкольниками проще.

Не всегда, но я смотрю на себя и вижу, что у меня к Макару гораздо меньше запросов, чем к Сене. Конечно, Макару пять, а Сене одиннадцать, и потом Макар - младший.

Вот он ноет, что не может подуть на кашу, что у него силы закончились и тд. И я спокойно с улыбкой дую на кашу, могу даже изобразить, как у меня тоже кончаются силы, пантомима, я умираю, каша меня победила, Макар хохочет.

У меня нет ни единой мысли, что я его балую, что он никогда не научится себя брать в руки и терпеливо ждать, когда остынет. Ах, он не дует на кашу? Так ты всю жизнь будешь ему дуть?

Нет, я спокойна, внутри ничего не колышется, нет возмущения, что пора бы в его возрасте уже самому. Я вижу, что мальчишка умный и вертит мной, а я радостно верчусь - ведь мне нравится наша игра, это чистая любовь, как можно ей перекормить?

Не страшно, потому что Макар в целом сообразительный и самостоятельный, играет с парнями 11-14 лет на равных, схватывает на лету. Он просто на мне отрабатывает свои способы управления.

С Агатой было не так. Она действительно не справлялась с простейшими вещами, не знала, что надеть - каждый день не знала, и потому у меня поднимались волнами тревожные мысли. Я хотела найти кого-то, кто скажет, что всё будет хорошо. Но почему-то вокруг чаще писали про успешных детей, чем про таких, кто в пять лет знает два цвета: розовый и берёзовый (Макар знал цвета уже в полтора, причем сам, без наших усилий). Это пугАло.

Поймут только те, у кого ребёнок реально не вписывается.

Но даже те дети, которые условно «нормальные», не будут идеальной картинкой - ведь школьная система не про человека, а про нормы и баллы. Это очень важно помнить, когда ребёнок достигает школьного возраста.

И потому родители иногда считают, что это не их дело - учить детей, потому что хочется сохранить близкие тёплые отношения с ребёнком. И пусть учитель будет «редиской», а родители останутся белыми и пушистыми. «Это не мы, это требования школы» - в целом удобно.

Труднее не повестись на эти требования и не начать мерять ребёнка нормой, рамкой, не ждать, что он будет соотвествовать. Остаться на стороне ребёнка и самой учить его - трудная задача. Потому что школьная система не на стороне ребёнка.

И вот тогда мы можем обнаружить вот эти маленькие шестерёнки, которые оставила в нас школа за долгие годы, и которые начинают вертеться при достижении ребёнком школьного возраста. Это выражается в том, что мы считаем «ребёнок должен...» И условно всех родителей можно поделить на два лагеря: в первом те, кому должен, во втором — кому не должен.

Мировоззренческая тема. Возвращаясь к предыдущему посту: мы можем знать, как «правильно», можем считать себя продвинутыми родителями, которые никогда не допустят насилия/крика/манипуляции/наказания (вставь своё), но настоящее глубинное наше выскакивает из нас в самый неподходящий момент, когда мы не готовы. И включается заложенная глубоко практика взаимодействия (которую применяли к нам самим), а именно — наказания, манипуляции, угрозы, крик.

Потому что как иначе — неясно. А как можно иначе, если считается, что ребёнок должен? Если мы сами на стороне системы и требований системы, понятий «нормальности», то какие вообще могут быть рычаги?

А вокруг разные истории семей на СО. Успешные. Довольные. По особому научному рецепту или секретному ингредиенту. И кажется, что можно взять расписание и даже методики, скопировать подход — и тогда всё будет.

Но нет. Наше внутренее «ребёнок должен», наше ожидание будет выскакивать всякий раз, когда «рецепт» не сработает. Потому что мы по-прежнему будем втайне (даже от себя) ждать, что это был рецепт универсального блюда для всех. И оттуда разочарование «фигня это ваше СО», потому что СО — не рецепт.

Главное — внутри. То внутренее состояние, которое позволяет играючи заниматься с детьми, разговаривать, не оценивая соответствие (нашей встроенной) внутренней шкале, не ждать, когда зачитает/сядет сам за учебники/возьмётся за ум. Просто дуть на кашу, не делая глобальных выводов, потому что семейное образование — это не про быстрее, выше, сильнее.

Это про состояние, про лёгкость, про умение взаимодействовать и просто жить. В перву очередь потому что мы не должны системе. А ребёнок — тем более.

ПС. И да - первым шагом к лёгкости будет начать наблюдать и замечать в себе рождение вот этого «должен», «станет дворником» и «никогда не научится дуть на кашу». Увидеть, не навешать себе порцию вины, а порадоваться, что увидела - следующий шаг.

Автор статьи: Александра Чернявская.