В музее Уэда в Каруидзаве хранится портрет 36-летнего генерального консула в Москве Хирата Томоо. Портрет написан в японском консульстве в Москве японским художником Ямамото Канаэ в 1916 году. Художник на обратном пути из Франции в Японию на четыре месяца задержался в гостеприимной Москве в доме у консула Хирата на Молчановке, написал портрет, ходил в Третьяковку и галерею Щукина, кутил в «Яре» и «Метрополе» - хорошо провёл время.
Хирата Томоо родился в 1880 году в префектуре Фукуока. В 1905 году окончил юридический факультет Токийского Университета и поступил на работу в МИД. Его первое назначение - Индия, консульство в Калькутте. Его хобби - географические карты. Когда в 1911 году случилась война между Италией и Турцией, тогда Хирата направил из Индии письменное прошение Министру Иностранных Дел Комуре о том, что хочет получше изучить Персию и Турцию, нарисовать новые карты, в связи с чем просит средства на спец.командировку. Разрешение было получено, путешествие прошло благополучно, карта была нарисована. Хирата стал ведущим специалистом по Балканам.
В мае 1912 года Хирата получил назначение на работу в Посольство Австрии, но он сразу в Вену не поехал - некоторое время решил побыть резидентом в Стамбуле с целью изучения обстановки на Балканах. Переехал в Вену только в октябре. В 1914 году его перевели на должность генерального консула в Москве. В феврале 1918 года японское Посольство в Петрограде и Генеральное консульство в Москве издали приказ всем японцам возвращаться на родину. Для этого зафрахтовали специально мягкие вагоны первого класса. 2 марта 1918 года под охраной двух красноармейев 37 японцев сели в два вагона и 29 марта без приключений добрались до Токио. Но среди них московского консула Хирата Томоо не было. Его отправили на Кавказский фронт. Мы все знаем, что японцы принимали участие в интервенции на Дальнем Востоке, но мало кто знает, что японцы принимали участие и в интервенции на Кавказе. Пишут, что он умер 15 марта 1918 года от испанки то ли в Батуми, то ли в Трапезунде.
Вот так случилось, что именно московский адрес стал последним адресом консула Хираты: Б.Молчановка дом 15, рядом с домом Лермонтова. Вот такой «Герой нашего времени». Даже на самого Лермонтова чем-то похож. Вы не находите?