Найти в Дзене
Александр Матусевич

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ДУПЛЕТ

Калининградский музыкальный театр стал одним из героических участников фестиваля «Видеть музыку»

Калининградский музыкальный театр стал одним из героических участников фестиваля «Видеть музыку»

Пятый фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» проходил в этом году в сложнейших условиях пандемийно-эмидемиологических реалий. Несмотря на них, форум получился более, чем представительный: он длился почти два месяца, десятки коллективов приехали в Москву и десятки спектаклей со всех концов большой России и даже из-за рубежа были показаны за этот период на столичных площадках, а некоторые участники присоединялись к всероссийскому музыкально-театральному празднику в онлайн-формате. Более того, ряд театров умудрились привезти на него даже не по одному спектаклю, а по паре: среди таких героев, например, «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрия Александрова или Театр оперы и балета Республики Коми. Этот героический список под финал фестиваля, проводимого Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке федерального Министерства культуры и Фонда президентских грантов, пополнил Калининградский музыкальный театр.

Первоначально участие этого театра в юбилейном смотре не было запланировано — в списке участников, который анонсировался на пресс-конференции 1 октября, коллектив из самого западного областного центра страны не значился. Однако, афиша претерпевала заметные изменения уже по ходу фестиваля: какие-то театры побоялись ехать в это сложное время в Москву, какие-то, напротив, подключались к фестивальному марафону. Среди них и Калининградский музтеатр, который в итоге привез на фестиваль аж две своих работы, обе были показаны на сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац.

В прошлом году КМТ дебютировал на фестивале и вообще в столице: на сцене «Геликон-оперы» была показана опера «Иоланта». Несмотря на то, что спектакль прошел при значительной поддержке геликоновцев (многие ведущие партии были исполнены его солистами), назвать его слишком удачным вряд ли возможно: сложный оперный репертуар показался пока для калининградцев несколько не по размеру. А вот с мюзикловой стихией, которой отдали предпочтение на этот раз, вышло гораздо убедительней и симпатичнее.

На большой сцене Театра Сац калининградцы показали «Алые паруса» Максима Дунаевского, а на малой - «Виват, Мюнхгаузен!» Егора Шашина. Оба названия оказались по силам молодому коллективу, более того, некоторые актерские работы и некоторые аспекты калининградских продукций даже захватили и воодушевили.

"Алые паруса". Сцена из спектакля. Фото Е.Чугреевой.

Большой мюзикл Дунаевского пользуется колоссальной популярностью — он идет сегодня более, чем в полутора десятках регионов страны, благодаря гастролям Москва видела уже не одну его версию. Причина понятна: романтическое творение Александра Грина всегда очень привлекательно, да даже само название уже стало своего рода мемом, олицетворяющим нечто возвышенное и мечтательное. Правда либретто Михаила Бартенева и Андрея Усачева лишь отталкивается от бессмертной повести Грина — много в пьесе нафантазировано, укрупнено, додумано, это абсолютно новое, самодостаточное и самостоятельное произведение, в котором свои акценты и свои линии, хотя все основное, конечно, узнаваемо и ожидаемо. Главная же новация — совмещение образов старого предсказателя Эгля и ожидаемого Ассолью капитана Грея: драматургически ход занятный, но по-своему экстравагантный, может быть, даже слишком.

Как всегда у Дунаевского, музыкально это сделано и добротно, и увлекательно, если не вдохновенно: яркие, запоминающиеся мелодии надолго застревают в памяти. Однако спеть их достойно — задача не из простых: с ней калининградские артисты пока справляются лишь частично, особенно сомнительно звучит хор, которому не хватает элементарной стройности и спетости. У солистов яркие голоса, но, порой, они звучат слишком плоско и резко, пронзительно и однокрасочно. Музыкальное сопровождение вокальных номеров ограничено рок-квартетом, и в целом звуковой контекст мюзикла представляется слишком агрессивным и неуютным.

В постановке Сергея Егорова есть как удачные находки, так и разочаровывающие моменты. К первым стоит отнести общую динамику и высокий тонус, продуманность мизансцен. Эффектно поставлены массовые номера, а финал-апофеоз с алыми полотнищами во всю сцену смотрится впечатляюще. Интересны костюмы и убедительна сценография (с заветным маяком, как логичной доминантой всего действа) Елены Альфер. Ко вторым — сомнительное по своим эстетическим достоинствам и идейному посылу «бордельное» кабаре, а также явное злоупотребление большой деревянной лестницей, которая появляется в спектакле не однажды, с ней танцуют и ею же дерутся — лейтмотив выходит несколько навязчивым.

-2

«Виват, Мюнхгаузен!» . Сцена из спектакля. Фото Е.Лапиной.

«Мюнхгаузен» - произведение совсем иного рода. Музыкальные достоинства здесь не так важны — и собственно композиторские, и исполнительские, хотя в пьесе есть симпатичные песенки, относительно не сложные, поэтому справляются с материалом калининградские артисты гораздо увереннее. Здесь важнее убедительность актерской игры, тем более, что идет мюзикл на малой сцене, в непосредственной близости от публики, а с маленькими зрителями предусмотрен и интерактив: они вместе с юными героями Фридрихом (Антон Топорков) и Мартой (Юлия Ткачева) однажды готовят вкусный фруктовый салат!

Занимательное либретто Е. Муравьева и Т. Ивановой фантазирует на темы известного героя литературы 18-19 веков: легендарный барон предстает здесь «старцем», провоцирующим на романтические приключения своего внука-домоседа Фридриха. Забавно, что роль Мюнхгаузена отдана молодому актеру (Игорю Негодяеву): одно его появление на сцене уже весьма веселит, когда звучит обращенное к нему парадоксальное «дедушка»! На маленьком пространстве режиссером Елизаветой Мороз спектакль поставлен очень забавно и занимательно, по-театральному симпатично, причем ей и сценографу Елене Альфер удается минимальными средствами (белый занавес, на котором публика видит разнообразные видеопроекции, и небогатый, но яркий реквизит) создать разнообразие положений и ситуаций (то герои дома в Европе, то они оказываются в жаркой Африке, то в ледяной Антарктиде, то в экзотической Южной Америке, а то и вовсе на Луне), каждая из которых решена с большим юмором и легкостью.

Легкость, игровое начало и неназидательная дидактика, транслирующая ценности дружбы, взаимовыручки и взаимопонимания — главные привлекательные черты постановки, по просмотру которой остаются ощущения света и доброты.

25 ноября 2020 г., "Музыкальный клондайк"