Накануне выпуска из Царскосельского лицея в июне 1817 года Пушкин создает стихотворение "Товарищам", которое позднее будет озаглавлено как "Прощание".
Двойное название стихотворения "Товарищам" ("Прощание")
Одна из особенностей данного произведения - его двойное, то есть позднее измененное автором, название.
Действительно, автор не обращается в нем к близким по духу товарищам.
Лирический герой подразумевает здесь под словом "друзья" и "товарищи" не своих единомышленников, а всех сокурсников в целом. Имеется в виду большинство выпускников, которые пойдут путем какой-либо карьеры. Этот путь продвижения вверх по служебной лестнице (военной либо гражданской) Пушкина совсем не интересует.
Таким образом, вопреки своему (первоначальному) названию, а также вопреки обращению "друзья", которое дважды употребляет автор, стихотворение написано не столько на тему дружбы, сколько на тему "прощания".
Это именно "Прощание" - прощание с прошлым, прощание со всем тем, что кажется чуждым и лишним лирическому герою.
Он хочет посвятить себя поэзии, но совсем не к этому делу прочит Лицей своих воспитанников. Пушкин не жаждет стать тем высокоранговым чиновником, на пост которого готовило это учебное заведение, по замыслу его создателя Александра I.
Тема
Тема стихотворения - общество и пути служения ему; поиск своего призвания в обществе.
Композиция
Это произведение строится как краткие зарисовки определенных слоев русского общества: лицей, свет, чиновники, армия, и наконец, лирический образ самого поэта.
Произведение строится на контрасте настроений лирического героя.
Лишь в начале стихотворения, при описании Лицея, - возвышенный стиль и лирический тон:
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
С этим началом контрастирует продолжение и концовка стихотворения, когда неожиданно поэт уходит от возвышенной тематики и иронически живописует и общество, и себя в нем.
Литературное направление
Пушкину в это время всего 18 лет, но в стихотворении он набросал критическую картину российской службы, достойную зрелого пера. Поэт еще в начале своего творческого пути и у него еще будет впереди много романтических произведений. Но это раннее стихотворение написано скептически настроенным реалистом, словно уже умудренным опытом. В нем нет ни капли восторженной юношеской наивности, нет иллюзий насчет того служения, которое ожидает большинство выпускников.
Оно пронизано иронией, и присутствуют даже сатирические нотки, например в сопоставлении слов "честь" и "почести", "плут знатный" - "покорный плут":
Другой, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным плутом зрит себя...
Таким образом, административная служба в России рисуется как собрание плутов, кто-то знатнее, кто-то пониже рангом. Сатирический тон и направленность хорошо соответствуют разговорному стилю и языку стихотворения.
Художественные средства
Произведение написано с помощью четырехстопного ямба (ударение на каждом втором слоге):
Пром-ча- //лись го- //ды за //-то-чен- //ья
Рифма - перекрестная (строки рифмуются по очереди, через одну). При этом мужская рифма (ударение на последнем слоге стиха) чередуется с женской (ударение на предпоследнем слоге стиха).
Эпитеты
"Гордые, юные думы", "воинственный наряд" , "счастливая лень"
Виды антитезы в стихотворении
сопоставление антонимов : рвусь грудью - ползу
Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора...
Противопоставление однокоренных слов (одновременно и игра слов, или каламбур):
Не честь, а почести любя.
Сопоставление одинаковых слов с разными определениями:
плут знатный - покорный плут. Подчеркивается, что в любом случае все станут плутами, просто каждый по-своему.
Метафоры:
"Зовет нас дальний света шум"
"под кивер спрятав ум" - данная метафора подчеркивает, что на военной службе нужно спрятать свои умственные способности(кивер - военный головной убор с начала 19 века).
Синтаксические средства художественной выразительности
Скопление однородных членов предложения: писари, уланы, законы, кивера... подчеркивает равнодушие автора ко всем этим предметам:
Равны мне писари, уланы,
Равны законы, кивера...
Анафора : равны - равны
Параллельное использование однородных членов предложения: не рвусь - не ползу
Символические образы в стихотворении "Товарищам"
Среди символических образов стихотворения можно перечислить следующие: расстегнутый жилет, колпак, шишак.
Герой пока не знает, где приложить свои лирические способности. Поэтому он принимает шутовскую маску, маску аутсайдера, сказали бы мы современным языком. Он просит оставить ему право расстегивать жилет (то есть иметь свободный, неформальный стиль жизни) и носить красный колпак.
Колпак, с одной стороны, - это намек на символ свободы, красный колпак вершивших Французскую революцию.
Но с другой стороны, колпак - это и традиционный атрибут шута. То есть того, кто традиционно при любой власти имел право говорить правду под личиной шутки. Пушкин выбирает для себя образ шутливого свободолюбца не у дел, рискуя даже вызвать этим царскую немилость :
Пока его за прегрешенья
Не променял я на шишак...
Шишак - это железный шлем солдата, который ассоциируется в сознании Пушкина и его современников с наказанием за свободомыслие. (Цари иногда лишали звания и назначали в солдаты неугодных им дворян).
Стихотворение отражает дар Пушкина выбирать меткие выражения и точные образы. Уже здесь видна правдивость поэта, которая в скором будущем приведет его к ссылкам и немилости при царском дворе.