Законопроект об особенностях работы в дистанционном режиме был принят Госдумой во втором чтении. Одним из основных изменений, утвержденных во втором чтении является исключение из проекта закона формулировки «право на офлайн».
Согласно первоначальной версии документа, за сотрудниками, работающими в дистанционном режиме предполагалось закрепить "неприкосновенность времени отдыха" - право не находиться на связи с работодателем в нерабочее время, т. е. находиться офлайн.
Данный пункт был исключен из законопроекта, но после доработки документа он был дополнен пунктом, согласно которому время взаимодействия с работодателем должно включаться в рабочее время.
Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев опроверг появившиеся в СМИ сообщения, что из законопроекта о работе в удалённом режиме убрали «право на офлайн»:
"Право на офлайн сохранено ко второму чтению, это была принципиальная позиция авторов законопроекта, и оно прописано более грамотным юридическим языком, что не на словах, а на деле позволит защитить работника от переработок", — сказал Исаев журналистам. (РИА Новости)
По словам Исаева, при работе над законопроектом юристы указали, что закрепленная в предыдущей версии документа «неприкосновенность времени отдыха» - это общая норма Трудового кодекса, которая содержится в статье 106 «Понятие времени отдыха». Поэтому совместно с работодателями, профсоюзами и юристами по трудовому праву были найдены специальные нормы для работающих в дистанционном режиме:
- появилась статья 312.3 «Особенности порядка взаимодействия дистанционного работника и работодателя», в которой содержится требование об установлении порядка взаимодействия работодателя с сотрудником, работающим в удаленном режиме при выполнении работы, передаче результатов работы и отчетов.
«Порядок будет устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашение к трудовому договору», — отметил Первый заместитель руководителя фракции. (Сайт Госдумы)
- в статье 312.4 была прописана норма, согласно которой время взаимодействия работодателя и дистанционного работника должно включаться в рабочее время. Таким образом, если работодатель взаимодействует с работниками в нерабочее время, это время должно оплачиваться в порядке, предусмотренном для оплаты сверхурочной работы. К томуже привлечь сотрудника к сверхурочной работе можно только с его письменного согласия.
По словам Исаева, все нормы по оплате сверхурочной работы уже имеются в Трудовом кодексе: первые два часа оплачиваются в полуторном размере, далее - в двойном. Также работодатель обязан обеспечить точный учет времени, отработанного каждым работником сверхурочно.
Перевод на удалённую работу не может служить основанием для снижения зарплаты