Сказки для ребенка - это возможность снова и снова погружаться в волшебный неведомый мир, отправляться в путешествие с персонажами, совершать подвиги с главными героями.
Как сказал В. А. Сухомлинский: «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». И ведь действительно, на формирование жизненных ориентиров ребенка, на становление позиции что такое "добро и зло" сказка оказывает колоссальное значение. Сказки прошли испытания тысячелетиями, претерпевали процессы вариации и интерпретации, но сумели сохранить то важное, главное "зернышко", которое так необходимо растущему маленькому человеку.
Мы все родом из детства и вряд ли найдется хоть один человек, который бы не любил и не слушал сказок. Каждому знакомы сказки про Репку, которую удалось вытянуть, благодаря слаженной работе и взаимовыручке; Колобка, путешествующего по лесу и сумевшего благодаря своей находчивости и смекалки перехитрить лесных зверей, но не справившегося с Лисой; а Теремок! Бескорыстные лесные звери, радушно принимающие своего ближнего на ночлег, не боясь быть обманутыми. Так чем же сказка так важна и так притягательна для ребенка?
Сказка способна погружать ребенка в свой волшебный сказочный мир, вызывать чувство сопереживания, страха или радости за главного героя. Малыш может представлять себя в роли главного персонажа, который как правило наделен положительными чертами характера, такими как смелость, отвага, решительность, любовь к ближнему. На поступках положительных героев ребенок учится понимать разницу между добром и злом. Именно сказки способны в раннем возрасте привить ребенку превосходство добра над злом. Добро всегда побеждает зло, злодеи будут наказаны, а главный герой достигнет своей истинной цели - спасет возлюбленную.
Детские психологи говорят о большой значимости сказки в детской жизни. При работе с детьми они часто используют приемы сказкотерапии, потому что сказка - это лучший инструмент для того, чтобы построить отношения с ребенком. Сказка может помочь малышам понять мир, а также избавиться от многих комплексов и страхов.
С какого же возраста начинать читать детям сказки? Вопрос скорее риторический, ведь и так понятно, чем раньше, тем лучше! Конечно, новорожденный малыш, не способен уловить сюжетную линию волшебной истории и распознать положительных и отрицательных героев, но он будет чувствовать себя спокойно и комфортно, слыша ласковый голос своей мамочки, сопровождаемый нежными прикосновениями. Новорожденный малыш способен улавливать эмоции и интонации, а ведь это так важно для грудничка. .С 3-4 месяцев ребенок приобретает способность различать цвета (черный, белый, красный, синий и зеленый). Именно в этом возрасте чтение сказок можно сопровождать показом красочных картинок.
А чтение сказок перед сном представляет собой своеобразный ритуал подготовки ко сну. Самостоятельный выбор книги, из предложенных мамой, одевание пижамы, любимая игрушка, спокойный мягкий свет ночника и размеренный мамин голос, читающий сказку. Очень понравится ребенку, если вы начнете читать сказку на ночь. Со временем юное создание привыкает к такому хорошему обычаю, и мирно будет засыпать под ваши слова
Как из многообразия сказочных сюжет выбрать именно те, которые будут подходить малышу по возрастным особенностям? Какие сказки и в каком возрасте читать детям?
Сказки для детей до 1 года
Самые маленькие дети не способны улавливать сюжетную линию произведения, поэтому целесообразно для малышей выбирать сказки о животных небольшие по объему. Почему именно сказки о животных, а не бытовые или волшебные? Знакомство ребенка с окружающим миром происходит постепенно и поэтапно, гуляя на улице мама обязательно обратит внимание на пробегающую собаку (гав-гав) или сидящую на ветке ворону (кар-кар). Демонстрация всевозможных карточек с животными, резиновые игрушки для купания (уточки и рыбки), да и наконец мягкие игрушки- животные способствует раннему знакомству малыша с животным миром.
Малыши учатся слушать и понимать сказки. Привлечь внимание ребенка к прослушиванию сказки помогает интонация! Например Колобок, который веселым голоском запевает свою задорную песенку каждому встретившемуся зверю, а голос и манера речи встречающихся ему передает состояние персонажей: заяц - дрожащий тонкий голосок, подсказывающий нам о постоянном страхе зверька, волк - грубый, резкий, бесстрашный разбойник, медведь - неторопливый, размеренный бас, лиса - заискивающая, приветливая говорунья, способная опутать своими сетями любого. Именно интонация помогает нарисовать характер каждого героя.
Русские народные сказки:
- "Курочка Ряба"
- "Колобок"
- "Репка" ( в обработке К. Ушинского)
- "Теремок"
Авторские сказки:
- К. Чуковский. "Цыпленок".
- Т. Александрова. "Чушка и Хрюшка" ( в сокр.)
- В. Сутеев. "Цыпленок и утенок".
Сказки для детей до 2-х лет
Русские народные:
- «Золотое яичко»,
- «Колобок» (в обработке К. Ушинского),
- «Как коза избушку построила»,
- «Козлятки и волк» (в обработке К.Ушинского),
- «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова)
- "Три медведя" (Л. Толстой)
Авторские сказки отечественных писателей:
- Т. Александрова. "Зверик", "Медвежонок Бурик".
- В. Бианки. "Лис и мышонок".
- С. Козлов. "Солнечный заяц и медвежонок".
- Д. Мамин – Сибиряк. "Притча о Молочке, овсяной Каше и сером котишке Мурке»
- Д. Мамин – Сибиряк. "Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост"
- С. Маршак. "Сказка о глупом мышонке","Теремок".
- С. Михалков. "Три поросёнка".
- Н. Павлова. "Земляничка".
- В. Сутеев. "Кто сказал «мяу». "Цыпленок и утенок" и другие.
- К. Чуковский. "Цыпленок". "Топтыгин и Лиса". "Котауси и Мауси". "Федорино горе". "Путаница".
Авторские сказки зарубежных писателей:
- Л. Муур. "Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду "(перевод с англ.)
- Б. Поттер. "Ухти – Тухти" (перевод с англ. О. Образцовой) – с 2-2,5 лет, читать маленькими отрывками
- Ч. Янчарский. "В магазине игрушек". "Друзья" (из книги «Приключения Мишки Ушастика) (перевод с польского В. Приходько)
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4 ГОДА)
Общее правило чтения сказки детям любого возраста гласит – сказку нужно читать, пока у ребенка есть интерес в глазах, то есть пока ему очень хочется ее слушать. А поэтому: большие по объему сказки (сказки с продолжением) заканчиваем читать на самом интересном месте, чтобы у ребенка было большое желание узнать, что же случится дальше и продолжить слушание.
Очень часто малыши просят несколько раз читать одну и ту же сказку. Что делать – читать ее или предлагать другую? Конечно же, читать — читать ту сказку, которую малыш выбрал и просит повторить. Одной из любимых сказок моего сына в возрасте 4-х лет была "Сказка о глупом мышонке". На протяжении двух месяцев каждый день мы читали эту сказку перед сном. Ребенок быстро выучил слова и помогал мне рассказывать.
Дети дошкольного возраста очень любят повторения сказок, они каждый раз заново проживают одни и те же ситуации с таким же удовольствием, как будто слушают сказку в первый раз. Потом они начинают исправлять Ваши неточности, если Вы где-то ошиблись при чтении, знают сказку почти наизусть, но всё равно снова и снова просят ее повторить. Это важный этап в развитии ребенка как будущего читателя.
Народные русские сказки:
- "Колобок" (в обработке К. Ушинского)
- "Волк и козлята" ( в обработке Л. Толстого)
- "Кот, петух и лиса" ( в обработке М. Боголюбской)
- "Гуси – лебеди"
- "Снегурочка и лиса"
- "Бычок – черный бочок, белые копытца" ( в обработке М. Булатова)
- "Лиса и заяц" (в обработке В. Даля)
- "У страха глаза велики" ( в обработке М. Серовой)
- "Теремок" (обратите внимание – в обработке Е. Чарушина!)
- "Рукавичка"
- "Маша и медведь"
- "Три медведя"
- "Маша и Даша" (в пересказе Л. Елисеевой, из сборника сказок «Наливное яблочко»)
Народные сказки других стран:
- "Рукавичка" (украинская, в обработке Е. Благининой)
- "Коза – дереза" (украинская, в обработке Е. Благининой)
- "Храбрец – молодец" (болгарская, перевод Л. Грибовой)
- "Два жадных медвежонка" ( венгерская, в обработке А. Краснова и В. Важдаева)
- "Пых" (белорусская, обработка Н. Мялика)
- "У солнышка в гостях" (словацкая, перевод С. Могилевской и Л. Зориной)
- "Петух и лиса" ( шотландская, перевод М. Клягиной – Кондратьевой)
- "Свинья и коршун" (народы Мозамбика, перевод Ю. Чубкова)
- Лиса – нянька (финская, перевод Е. Сойни)
Авторские сказки:
- Е. Бехлерова. "Капустный лист" (перевод с польского Г. Лукина)
- Д. Биссет. "Лягушка в зеркале" (перевод с английского Н. Шерешевской)
- Л. Милева. "Быстроножка и Серая Одёжка" (перевод с болгарского М. Маринова)
- А. Милн. "Три лисички" (перевод с английского Н. Слепаковой)
- Д. Мамин – Сибиряк. "Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост"
- С. Маршак. "Сказка об умном мышонке". "Тихая сказка"
- Б. Поттер. "Ухти – Тухти" (перевод с англ.)
- С. Прокофьева. "Маша и Ойка". "Когда можно плакать". "Сказка о невоспитанном мышонке" (из книги «Машины сказки»)
- В. Сутеев. "Три котенка" и другие сказки
- К. Чуковский. "Краденое солнце", "Мойдодыр","Айболит".
Сказки детям 4-х лет
Русские народные сказки:
- "Война грибов с ягодами" (в обработке В. Даля)
- "Петушок и бобовое зёрнышко" (в обработке О. Капицы)
- "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (в обр. А. Толстого)
- "Зимовье" (в обработке И. Соколова – Микитова)
- "Жихарка" (в обр. И. Карнауховой)
- "Про Иванушку – дурачка" (в обр. М. Горького)
- "Лисичка – сестричка и волк" (в обработке М. Булатова)
- "Лиса и козел" ( в обработке О. Капицы)
- "Лиса — лапотница" (в обработке В. Даля)
- "Привередница" ( в обработке В. Даля)
- "Снегурушка и лиса"
- "Лисичка со скалочкой" (в обработке М. Булатова)
- "Журавль и цапля" (в обработке В. Даля)
- "Чудесные лапоточки" (в обработке Н. Колпаковой)
- "Небывальщина" (в обработке Н. Колпаковой)
- "Кот, петух и лиса".
Народные сказки других стран:
- "Колосок" (украинская, в обработке С. Могилевской)
- "Три поросенка" (перевод с англ. С. Михалкова)
- "Заяц и ёж". "Из сказок братьев Гримм" (перевод с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака)
- "Красная Шапочка". Шарль Перро (перевод с франц. Т. Габбе)
- "Бременские музыканты" (перевод с нем. В. Введенского)
- "Как собака друга искала" (мордовская, в обработке С. Фетисова)
- "Врун". "Ивовый росток" (японские, в переводе Н. Фельдмана)
Авторские сказки:
- Т. Александрова. "Светофорчик".
- Н. Абрамцева. "Сказка о двух Снах".
- Э. Аттли. "Про маленького поросёнка Плюха" (главы из книги в переводе К. Румянцевой, И. Баллод)
- А. Баллинт. "Гном Гномыч и Изюмка" (главы из книги в переводе с венгерского Г. Лейбутина)
- Д. Биссет. "Про мальчика, который рычал на тигров". "Про поросенка, который учился летать" и другие сказки (в пер. Н. Шерешевской).
- Э. Блайтон. "Знаменитый утенок Тим" (пер. с англ. Э. Паперной)
- М. Горький. "Воробьишко".
- Й. Лада. "О хитрой Куме- Лисе" (перевод с чешского П. Клейнер)
- Д. Мамин – Сибиряк." Сказка про Комара – Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост.
- А. Милн. "Винни-Пух и все-все-все". Главы из книги в переводе Б. Заходера
- Н. Носов. "Приключения Незнайки и его друзей" (главы из книги)
- В. Осеева. "Волшебная иголочка"
- М. Потоцкая." Острое поросячье произведение, показывающее в форме сказки, «что такое хорошо и что такое плохо»
- А. Прёйсен. "Веселый Новый год"
- Д. Самойлов. "У слонёнка день рождения".
- Р. Сеф. "Сказка о кругленьких и длинненьких человечках"
- Э. Хогарт." Мафин и его веселые друзья" (главы из книги в переводе О. Образцовой)
- К. Чуковский. "Телефон". "Муха – Цокотуха". "Федорино горе". "Айболит".
- Б. Шергин. "Рифмы"
- Г. Цыферов." Сказки" («Муравьишкин корабль» и другие)
- Хогард Э. "Мафин и его друзья" (главы из книги в переводе О. Образцовой и Н. Шанько)
- Э. Успенский. "Крокодил Гена и его друзья". "Отпуск Крокодила Гены". "Дадя Федор, пес и кот".
- Т. Эгнер. "Приключения в лесу Елки – на – Горке" (главы из книги в переводе с норвежского Л. Брауде). Не все знают эту книжку, но если Вы ее прочтете – то она наверняка станет одной из самых любимых! В нашем детстве нам ее читали.
Выбирая книжки для маленьких деток обращайте внимание на качество картинок! Почему это так важно? Именно из наглядных изображений малыш получит первые представления об окружающем мире и первые эстетические впечатления, а также первое впечатление о том, что такое книга. А первое впечатление, как мы знаем, самое сильное! Каков бы не был возраст малыша - 2, 3, 4 года - иллюстрации, это то, что притягивает внимание, помогает фантазировать и мечтать, погружает в сказочный мир!