Виктор Цой и Алексей Рыбин познакомились друг с другом дома у Андрея (Свина) Панова. Известный факт. О дружбе Виктора Цоя и Андрея Панова написано много. Здесь мы лишь вкратце вспомним об этом и покажем дом легендарного первого панка Ленинграда. А может, и последнего панка... Андрей Валерьевич Панов, к слову - первый панк не только Ленинграда, но и всего, скажем с полной уверенностью, бывшего Советского союза. Причём, панк не в классическом понимании этого слова (никаких ирокезов и прогулок по помойкам разумеется), а с таким, ленинградским, интеллигентным оттенком. Главное - внутренняя свобода. По воспоминаниям многих, Андрей отличался раскованностью, как в жизни, так и на сцене, но при этом был человеком тонким и чрезвычайно интеллигентным. Сказалась кровь и воспитание. Родители – театральные люди, артисты балета. Андрей учился в театральном институте, и к удивлению преподавателей, после первого курса покинул это учебное заведение. Рок-музыка взяла верх. Свобода взяла верх.
В конце 1970-начале 80-х годов дом Андрея Панова – это некий музыкальный штаб, салон, клуб. Здесь репетируют, беседуют, мечтают, шутят и греют в духовке портвейн, дабы повысить градус сего напитка. Именно за этим занятием и познакомились на кухне Панова Виктор Цой и Алексей Рыбин. Самого же Цоя и Максима Пашкова ("Палата № 6") познакомил с Пановым их общий знакомый. Музыкальные интересы, желание играть чужую музыку и создавать собственную, стремление быть свободным – вот, что объединяло молодых людей. Может, это громкие слова, но это факт.
Виктор Цой и Андрей Панов познакомились друг с другом примерно в 1977 году. Далее Цой играет на бас-гитаре в только что образованной Пановым группе с экстравагантным и провокационным названием «Автоматические удовлетворители» или просто «АУ». Репетируют прямо дома у лидера группы на проспекте Космонавтов, 46, в трёхкомнатной квартире с не самыми толстыми стенами. У Андрея отдельная комната, в которой проигрыватель для пластинок, гитарный усилитель и ещё какая-то аппаратура. За стеной в этой же квартире интеллигентная, но строгая мама - Лия Петровна, которая терпит музицирование сына и его друзей, но никак не хамство и грязь. Молодые люди строго соблюдают в доме порядок. Где, как не здесь репетировать?
А вот, друзья, интересное, на мой взгляд, видео. Воспоминания об Андрее Панове и не только его друга и соратника Михаила Дубова. Всем рекомендую.
По воспоминаниям Алексея Рыбина, у Свина была кое-какая аппаратура «и было на чём послушать пластинки и воткнуть гитары». Вот, сюда в эту квартиру, однажды кто-то привёл Максима Пашкова и Виктора Цоя. Пашков и Цой быстро влились в панковскую тусовку Панова, в которую входили также Евгений Юфит, Алексей Рыбин, Игорь (Панкер) Гудков, Игорь (Пиночет) Покровский, Антон Галин, Андрей (Дюша) Романов, Михаил Дубов и многие-многие другие. Всем по шестнадцать-восемнадцать лет. Их времяпровождение характеризуется глупыми мальчишескими выходками, как например, выбежать на улицу в одних трусах, найти на улице дохлую утку и тащить её за собой по городу или в один из советских праздников снимать с флагштоков красные флаги. Последнюю историю, кстати, рассказывал известный сегодня актёр Артур Ваха. Он вспоминает, как их компания в День конституции гуляла по центру Ленинграда и снимала шутки ради с домов красные флаги. Скромный Цой до последнего не присоединялся к этому озорству, но в последний момент всё же последовал примеру товарищей. И даже больше. Цой, обернулся в красный флаг и попытался спуститься в таком виде в метро. На вопрос милиционеров о причине подобного вида, Цой ответил, что спасал флаг.
Знакомство… Дружба Цоя с Пановым, их плотное общение, продлившееся примерно с 1977 по 1982 год - очень важный этап в творческом становлении Виктора. Это новые знакомства, игра на бас-гитаре в «АУ», музыкальный опыт. Виктор развивается в музыкальном плане и Свин «вытягивает» из него первые песни. Именно в этот период проявляются первые росточки творчества Виктора, которые затем, как известно, превратятся в цветущий сад.
Друг Виктора Цоя Игорь Покровский («Пиночет») вспоминает:
«С Цоем мы познакомились в 1977 году у Андрея Панова (играл с Цоем в группе «Автоматические удовлетворители»). Сам себя он окрестил почему-то Свином. Мы не возражали.
Как-то зашел я к Свину, а у него сидел какой-то парень. Обыкновенный. Восточной внешности. В ту пору мы представлялись кличками: Свин, Рыба, Пиночет. А Витька протянул руку и представился: «Цой». Я решил, что это тоже прозвище.
Мы жили недалеко от метро «Парк Победы» и тусовали дома у Свина. А потом мы сдружились как-то втроем: Витька, Леша Рыбин и я.
Покупали трехлитровую банку пива, копченую рыбу и зависали то у меня дома, то у него. А иногда вместо пива покупали трехлитровую банку томатного сока, соленую рыбу и булку — и получали не меньшее удовольствие. Часами слушали музыку — Т. Rex, ХТС или Tom Robertson Band и — мечтали-мечтали-мечтали. Обо всем на свете. Например, о том, как было бы здорово, если бы в нашей стране можно было выступать на стадионе. Кстати, тогда мы думали не о том, что стадионные концерты будут когда-нибудь и у нас, а жалели о том, что такого у нас никогда не будет».
О знакомстве с Виктором Цоем сам Андрей Панов в одном из интервью 1991 года вспоминает так:
«…У меня был сосед выше этажом. Сейчас уже переехал. С детства в одном доме жили. Однажды он сказал, что у него одноклассник или друг учится в Серовке. И у них группа хорошая, три человека — «Палата №6». Тоже как бы въехали в панк-рок и все такое… Все очень здорово типа дурака валяют. Я, говорит, к тебе их приведу. А я как раз в это время свалил из театрального, ни черта не делал. Сидел дома, играл на гитаре, группу подыскивал. Сам до этого полгода как за гитару взялся. Аппаратуру купил, меломанство забросил. <…>Короче, они пришли — Максим Пашков, Цой и барабанщик. Не помню, как его звали. Хороший барабанщик, кстати. Оригинал. Жаль что не пошел по этой стезе впоследствии. Ну, Максим — очень активный человек, больше всех разговаривал. Потом поступил в театральный. А Цой придет и сидит в углу.
<…> Как-то так получилось, что мы с Цоем стали главные бездельники. И жили рядом, у парка Победы. Там, где сейчас его родители живут. Пока Максим не поступил в институт, мы встречались каждый день. Тем более что у меня дома стояла аппаратура. Я тогда еще занимался пластинками, постоянно были деньги с этого. Выпивка была дешевая. Вите родители всегда давали рубль в день. Сначала мы спрашивали, когда скидывались, — у кого сколько, а потом перестали спрашивать. «Давай твой рубль!» — говорим. Все знали, что у него рубль.
Собирались у меня, значит. Пили, гуляли, дурака валяли. У меня тогда стояло, наверное, полкиловатта. В основном играли они, а не я. Ну, соседи бегают… А что толку бегать? Барабанные установки разные. Тогда еще Юфа ко мне приходил, хотя он отношения к ним не имеет. Пели песни Максима, Цой в некоторых вещах был аранжировщиком. Про это Максим лучше может рассказать. Цой был басистом, ничего не писал тогда. Поскольку Максим относился к нему несколько иронически, что ли, Цой был всегда очень зажатый. Комплексанутый, даже так скажу. Когда же мы остались с ним два бездельника, я чуть ли не каждый день стал приезжать к нему по утрам. У него любимое занятие было — снимать с пленки. Или читать. С ушами все в порядке, снимает, как рентген. Jennifer Rush снял, что удивительно! Там маразматические аккорды, очень сложно… Сидит с гитарой, а ноги всегда выше головы».
Плотное общение Цоя и Панова потихоньку сходит на нет в самом начале 1980-х. Их пути расходятся. Тогда Виктор уже активно репетирует с Алексеем Рыбиным – у них собственная группа «Гарин и гиперболоиды». В 1985 году Виктор приглашает Андрея на празднование рождения своего сына Саши, но встреча не состоялась. По словам самого Андрея, Виктор тогда позвонил ему, чтобы пригласить в гости, но он, Андрей, был пьян и ответил не вполне комплиментарным образом. Больше они не общались. Вполне возможно, пересекались на общих тусовках, рок-клубовских мероприятиях, но прежней дружбы уже не было.
Когда погиб Виктор, Андрей, вроде бы, сказал: ну, что за человек такой, Цой? То беляшами отравится, то на абсолютно пустой дороге в автобус въедет… Последняя встреча друзей произошла, если так можно выразиться, 19 августа 1990 года. На Богословском кладбище. Андрей пришёл проводить друга в последний путь.
Они были друзьями.
И напоследок, друзья, предлагаем вашему вниманию интереснейшее видео, в котором мама Андрея Панова Лия Петровна рассказывает и о сыне и о квартире, где творилась история и кипела жизнь.