Найти тему
KAMAZ-online

1993-й — год беды. Пожар на Заводе двигателей «КАМАЗа»

Пожар на Заводе двигателей, случившийся 14 апреля 1993 года, разделил его историю, да и историю всего «КАМАЗа», на «до» и «после». К тому времени на «движках» работало 19 тысяч человек, в сутки завод выпускал около 600 двигателей.

-2

Распечатка «чёрного ящика» системы релейной защиты говорила о том, что возгорание началось во время обеда второй смены – в 18 часов 41 минуту в кабельном канале ГПП-12 от короткого замыкания в силовом кабеле под ячейкой № 76 распредустройств. На «хлопок» не обратили внимания из-за постоянного производственного шума. В считанные минуты огонь проник в перекрытия кровли, воспламенив утеплитель. Быстрому распространению огня способствовал порывистый ветер. Расплавленные битум и полистирол попали на оборудование – корпус загорелся изнутри. Интенсивность горения снизилась только 18 апреля, 21-го пожар был ликвидирован.

-3

Как позже заключили в СПАСР МВД России, на развитие пожара повлияли три важных фактора. Во-первых, применение в качестве утеплителя сгораемых теплоизоляционных материалов (пенополистирол, перлитопластбетон и др.). Во-вторых, при строительстве «КАМАЗа» использовались незащищённые несущие металлоконструкции. Третий фактор – высокая пожарная опасность кабелей. Чудом удалось избежать жертв и пострадавших. Но из строя вышло более половины оборудования. Завод лежал грудой искорёженного огнём застывшего металла. По сей день эта трагедия отзывается болью в сердце каждого камазовца. Сейчас в корпусах завода – пожаробезопасная крыша…

-4

Завод ещё горел, а созданный штаб уже думал, как восстановить его из руин. Теперь все силы и ресурсы были подчинены решению этой главной задачи. «Сердце КАМАЗа» предстояло вновь запустить. Второй раз в жизни… Сделано это было в кратчайшие сроки. В год беды уже в начале декабря после ремонта были запущены основные линии по обработке блока цилиндров, коленчатого вала, шатуна, что позволило начать сборку двигателей из новых деталей. Первая партия таких силовых агрегатов поступила на ГСК автомобильного завода 7 декабря.

-5

Из всех возможных вариантов производства двигателей руководителем временной консультативной группы В. Н. Поляковым в результате детального анализа было выбрано восстановление корпуса завода двигателей в объёме 270 000 из 440 000 квадратных метров, существовавших до пожара, на 50 000 двигателей в год. Это решение по сей день вызывает разные оценки. Одни уверены в его ошибочности, другие считают наиболее грамотным и экономически обоснованным. Но выбор был сделан. Существенно, что при заказе взамен сгоревшего и модернизации оборудования сразу предусматривалась возможность изготовления деталей новой модификации двигателя.

-6

22 апреля 1993 года Председатель Совета Министров РФ – Правительства РФ Виктор Черномырдин подписал Постановление № 358 «О первоочередных мерах по ликвидации последствий пожара на заводе двигателей акционерного общества «КАМАЗ». Была создана Правительственная комиссия и утверждена программа неотложных действий. Министерствам и ведомствам РФ предписывалось в первоочередном порядке решать все вопросы, связанные с ликвидацией последствий пожара и восстановлением производства двигателей на «КАМАЗе». Однако из первоначально обещанных 45 млрд рублей льготных кредитов «погорельцы» получили только 18 млрд – и под 170 процентов годовых.

-7

Точно улыбаясь сквозь слёзы, отстроенный заново, но ещё сохраняющий шрамы недавней катастрофы, «КАМАЗ-Дизель» встречал в 1994-м четвертьвековой юбилей «КАМАЗа». Восстановление в невиданно короткие сроки стало возможным благодаря поддержке Правительств России и Татарстана и – подвигу самих камазовцев. В полном смысле слова восставший из пепла, завод ожил.

Подписывайтесь на официальный Дзен-канал «КАМАЗа» и не забывайте ставить лайки