Дмитрий Песков (не пресс-секретарь Владимира Путина, а специалист по цифровому развитию) на этой неделе усомнился в том, что дипломы могут быть действительными в течение всей жизни. Минобрнауки уже опровергло, что были какие-то обсуждения на эту тему в профильном ведомстве (да и не до этого сейчас, когда вузы «карантинят»). Но осадочек остался. Если бумажка может быть недолговечной, то и его носитель, получается, приобретает опыт не навсегда?
Я не нейробиолог, но кое-что знаю о пластичности мозга и его способностях закреплять опыт. Действительно, если не пользоваться нейронами по назначению, то они условно «затухают» (не стреляйте в гуманитария, я объясняю на пальцах). Как тяжело родителям школьников вспоминать заново программу, которую они когда-то зубрили. Кому-то, наоборот, легко, и они цитируют «Онегина» наизусть. Знаниями нужно пользоваться, причем в практическом опыте, чтобы они прочно «сидели в голове».
Теперь вернемся к бумажкам. Наверное, не нужно лишний раз доказывать, что ни его наличие, ни оценки в приложении ничего не говорят о том, как человек способен применять эти знания на практике. Но неслучайно, например, для преподавателей, и не только, существует норма повышения квалификации каждые пять лет. Даже если это курс на 72 часа, этого достаточно, чтобы встряхнуть запылившиеся нейронные тропинки. По факту возможностей встряхнуться сегодня намного больше, чем классические ДОПы в вузах, достаточно ввязаться в онлайн-курс или даже Instagram-марафон. И, кстати, мозгу все равно, прокачиваете вы его по профессии или решили научиться рисовать акварелью, он «радуется» от любой возможности сделать интеллектуальную гимнастику.
Long life learning – это в целом лидирующая концепция сегодня, которую и покритиковать не за что. «Учиться, учиться и еще раз учиться» никогда не перестанет быть актуальным тезисом. Но как это нужно контролировать на уровне государства и нужно ли, вот в чем вопрос. Проведем аналогию со здоровьем. Есть рекомендации ВОЗ, или Минздрава, или FDA, которые рассказывают о том, как жить долго и здорово, какие прививки и в каком возрасте делать, как не ожиреть невзначай. Но в остальном это дело каждого – поддерживать свое тело как можно дольше или «ускориться». То же самое с интеллектуальным развитием: есть вузы, есть курсы, есть онлайн-возможности, поэтому если ты хочешь хорошее портфолио, должность и зарплату, то вот тебе инструменты. А если и так нормально, то никто не заставит.
Есть только одно большое НО. Для профессий, которые связаны с жизнью и здоровьем людей, недостаток знаний может быть критическим и приводить к катастрофам. И здесь нужны не дополнительные дипломы, а регулярные проверки отработки навыков «в поле». Наподобие проверок ГО и ЧС, когда сотрудники вузов демонстрируют навыки обращения с огнетушителями. Вспоминаются уроки ОБЖ в школе, когда нужно было быстро вспомнить, куда бежать при выбросе хлора. Такой перечень профессий очевиден, а проверка знаний не составит труда в рабочих условиях.
Остальных специалистов замечательно отрегулирует рынок.
Пишите в комментариях, как часто вы повышаете квалификацию и пригодился ли вам диплом