Сегодня утром КоммерсантЪ написал про законопроект МВД, направленный на изменения в правила приёма экзаменов, допуска к вождению и др. К сожалению, номера и даты документа нет, так что оригинал я не нашёл, но в статье всё довольно обстоятельно написано.
1. "Детские права"
Первое о чём идёт речь - разрешить водить с 17 лет при наличии прав и "водителя-наставника" с правами категории B в машине (сейчас права можно получить в 17, но водить только с 18). Что кроме прав будет требоваться от наставника не сообщают и пропишут "когда-нибудь потом". Вообще, такая история с детскими правами существовала в СССР, но лично я в силу своего, на тот момент, малого возраста, её не застал.
2. Иностранные водители с категорией D должны получить российские права
Получить их будет достаточно просто - получив "документ о квалификации", подтверждающий освоение теоретической программы. В принципе, история выглядит логичной. Органы управления автобусами нигде не отличаются, а вот изучить теорию и различия ПДД будет нелишним. К слову, изучить теорию можно будет в рамках самоподготовки, что, естественно, вызывает возмущение автошкол (напомню, в 2014 году именно в интересах автошкол отменили возможность сдавать экзамены экстерном, обязав в любом случае кандидатов заносить кэш в автошколы), ведь эта инициатива не даёт автошкольщикам доступа к новой кормушке. Впрочем, обосновывают они своё возмущение совсем другим. Ъ приводит комментарий президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылевой - «Самоподготовка для водителей всех категорий была отменена в 2014 году, потому что такие водители аварийнее в два раза. Введение так называемого экстерната для иностранных водителей и допуска их к управлению "тяжелыми" категориями — полная профанация». Впрочем, ссылок на статистику или какое-то другое обоснование почему именно в два раза, естественно, не проводится.
Собственно, практически все изменения в правилах приёма экзаменов с 2013-2014 года происходят исключительно в интересах касс автошкол и тот факт что их прокатили в этот раз, позволяет надеяться, что в будущем вектор вернётся к вопросу безопасности на дорогах, а не дохода школ.
3. Категория D - только с годом стажа
Предлагается допускать к вождению транспортных средств, предусмотренных категорией D, только водителей, у которых уже есть опыт вождения не менее года.
Тут я, честно говоря, не понял прикола. Для получения В итак нужно иметь B или C с тремя годами стажа. Очень странная опция. Если же речь идёт о формальном стаже именно по D, то это ещё более странно - выдать права и отматывать год с этого момента - это противоречит любой логике. Надеюсь, в будущем эту историю уточнят и разъяснят, пока вопросов стало только больше.
4. Иностранные права (любые)
Если человек с водительскими правами другого государства получил вид на жительство или гражданство РФ, ему нужно получить российские права в течение 180 дней (кроме граждан Евразийского экономического союза). Объясняется это тем что у таким прав может вообще не быть срока действия, а с российскими можно хотя бы раз в 10 лет спрашивать с водителя справку. Медосмотр для прав - полнейшая профанация, так что инициатива больше формальная.
5. Езда без прав усложнит получение этих прав
А вот тут интереснее. Сейчас если кто-то сядет за руль пьяным без прав и попадётся, может отделаться штрафом или административкой и после этого сразу пойти получить права легально. Предлагается запретить получение прав в течение года после инцидента. Насколько это будет работать - непонятно.
Итог
Поправки интересные, но местами спорные. Ничего возмутительного в них нет (что для последних лет редкость), но и конкретики особо нет - только общие слова. А что получится в итоге, узнаем когда документ примут (если он не забуксует в бюрократических проволочках).