Во Всеобщей истории Мирхонда, персидского историка 15 века, описывается интересный случай, "халиф Насир призвал монголов против Хорезмшаха", то есть призывал войско Чингизхана помочь разделаться со своим врагом. Давайте разъясним чем эта новость интересна и необычна.
Халиф это верховный правитель мусульман. Багдадский халиф Ан-Насир, поражал современников своей энергией, ведя беспощадную войну с врагами, как видим иногда не стесняясь в выборе средств, а своих подданных осведомленностью обо всем, что творится в его владениях. От него пошла история о халифе, который переодевался бедняком и гулял по городу, позже эти похождения приписали другому халифу Гаруну ар- Рашиду. Он называл себя "имамом, повиноваться которому должны все люди". Хорезмшах Аладдин Мухаммед II, тоже хотел именоваться "владыкой всех мусульман" и, естественно, предъявил претензии халифу Ан-Насиру на это звание. В 1215 г. Хорезмшах уже завоевал Персидский Ирак. Ан-Насави (секретарь Джалалладина, последнего Хорезмшаха, являлся сыном Мухаммеда II) пишет:
"Когда авторитет султана возрос, и великим стало имя его <…> он начал энергично требовать господства и власти в Багдаде, таких же, какие были у рода Сельджука. Он не раз отправлял послов с такой миссией, но не получил согласие на то, о чем просил. Между тем он не оставлял намерения получить то, чего хотел, и считал, что наступит время, благоприятное для осуществления желания и достижения долгожданной цели." *
Ан-Насир не желая терять власть начал просить помощь и подстрекал к походам Гуридского султана и кара-китайских эмиров. Осенью в 1217 г. Хорезмшах выступил на Багдад, но на снежном перевале Асед-абад теряет большую часть армии и возвращается обратно в Хамадан. После совещания халифа с приближенными посылается просьба о помощи Чингизхану через его советника Махмуда Ялвача. Мирхонд пишет:
«И так как в это время величественная слава Миропокорителя и слух о мощи правления Чингизхана в большие города и страны земли проник и распространился по всему миру, один из везиров заявил, что болезнь властолюбия Хорезмшаха и пыль смуты взволновавшую [нас] может утолить только сэканджабин(напиток из уксуса и меда) величия Чингизхана и только закаленный меч огонь в нем угасит. И по этому случаю необходимо, чтобы Махмуд Ялвач, который мудрым маликом и полновластным хозяином улуса был, стал посредником. Халифу этот совет пришелся по нраву, он приказал, чтобы Махмуду послание написали, осведомляющее о просьбе Чингизхана и монгольское войско»**
Все же Чингизхан отказался от союза с Халифом и нападение на Хорезмшаха, предложив Насиру самому постараться в сокрушении дворца величия династии Хорезмшаха. Д.М. Тимохин в "Восточном Архиве" предполагает:
Не согласившись на союз с Багдадом, Чингиз-хан, вероятно, выяснил для себя следующее: в случае войны Хорезм не получит помощи и какой-либо поддержки с запада. Открытый союз с Багдадом мог помешать действиям монголов, поскольку этот союз четко определял, кто будет виновником будущего нашествия, для Чингиз-хана же, как видно из дальнейших событий, было важно вывести виновником войны самого султана Ала ад-Дина Мухаммада. Монгольская дипломатия явно оказалась на высоте в этой ситуации: получив необходимые сведения, монголы не вступили в невыгодный для них союз.***
Подытожить хочу словами Ибн ал-Асир(12в) который критически отнеся к данному слуху о призыва мусульманского халифа к иноверцам для нападения на конкурирующего на власть мусульманского государства:
«И если правда то, что приписывают ему персы, именно что он побудил татар напасть на мусульманские страны и что он к ним с этой целью отправлял послов, то он совершил деяние, превышающее самые великие грехи»****
*Ан-Насави. Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны. Баку, 1973. С. 57.
**Mirhond. La vie de Genghis-khan. Paris, 1840. P. 520.
*** Д.М. Тимохин Восточный Архив №18, 2008
****Ibn al-Asir. Al-Kamil fi-t-tarih // Journal Asiatique. Paris, 1849–1850. T. XIII–XV