Путь героя и его трансформация - то, ради чего зритель приходит в кинотеатр в первую очередь. Именно поэтому в новом материале речь пойдет о том, какие существуют способы показать трансформацию героя. Эта статья - вторая часть материала про сторителлинг, в первой мы рассказывали о проработке и привлекательности истории.
Начнем с упражнения: вспомните любую историю, которая вас сильно впечатлила, и попробуйте сформулировать ее суть одним предложением.
Это история о ______, который был ______, с ним произошло ______, и он решил ______.
Это поможет вам понять структуру своей истории, вы потратите на нее меньше сил, а энергию направите на эмоциональную проработку истории, основная часть которой - это трансформация героя.
Ядро истории
Из чего состоит история:
- Герой - персонаж, благодаря которому создается история.
- Мир в котором находится герой - что его окружает, внешние исходные данные.
- Завязка - внешнее или внутреннее событие из-за которого мир героя пошатывается.
- Появление проблемы - пошатывается мир, потому что появилась какая-то проблема.
- Изменения мира героя - мир героя меняется под воздействием проблем.
- Действия героя - персонаж начинает что-то предпринимать, чтобы сделать свой мир лучше или вернуть на круги своя.
- Антагонист или антагонистические силы - но герой в этом мире не один, и многие хотят его подавить. Антагонистические силы - это силы природы или иные обстоятельства не являющиеся человеческим существом или результатом действия человека.
- Конфликт - самое главное в истории, то, благодаря чему она рождается и меняется.
- Трансформация героя - то, что хочет увидеть зритель, прочувствовать и примерить на себя.
- Развязка - как в итоге разрешилась проблема, что предпринял герой.
История - это конфликт, то есть противостояние главного героя чему-то или кому-то. В конце истории герой должен что-то понять, как-то поменяться, чтобы выйти из ситуации победителем или что-бы попытаться победить. То есть что-то в герое изначально либо помешало ему победить, либо стало причиной того, что с ним случилось.
Именно поэтому ему необходимо измениться, действовать по-другому, не так как он привык и выйти из зоны комфорта. Главное, чтобы герой проблему решал сам, придумал что сделать, чтобы подобная история с ним не повторилась. Если за героя в сценарии проблему будет решать кто-то другой, история развалится. Герой должен действовать.
Ставьте героя в такую ситуацию, в которой проблема, антагонист, антагонистические силы были бы сильнее, чем он сам. Только в таком случае, когда победа не очевидна и силы не равны, произойдет трансформация героя. Конфликт может быть как внешним, так и внутренним.
Зрителю интересно следить за преодолением, поэтому не только сама проблема, но и решение проблемы должно быть неожиданным, интересным для зрителя, выходом из зоны банальных решений и комфорта.
Зрителю интересно наблюдать за тем, как герои меняют и разворачивают свою жизнь, благодаря преодолениям, решениям и трансформации. Это то, что даст зрителю возможность поставить себя на место героя и быть вовлеченным в историю.
Победа героя в конце не обязательна, тут все зависит от жанра. Как правило, зритель ждет хэппиэнда или какого-то комфортного окончания фильма, но сама идея, логика повествования и правдоподобность гораздо важнее. Поэтому если ваша история диктует поражение героя, зритель, все равно останется удовлетворен.
Трансформация
Герой - это тот, за кем мы наблюдаем. Трансформация - это тот путь, который герой проходит на протяжении всей истории.
Показывать ее нужно через действия, потому что описания на экране просто не сработают, зритель приходит посмотреть на историю через события и действия, тому что он видит, он верит гораздо больше, чем тому, что слышит о герое от других персонажей.
Видя трансформацию героя зритель, если история ему близка, будто проходит психотерапию, понимая, что он сам может предпринять в жизни, получает мотивацию.
Интересно, что так же действуют и истории про героев с суперспособностями. Зритель наблюдает за сложностями и возможностями героя, анализирует себя, сравнивает и дает волю своей фантазии.
При этом, герой с какими-то выдающими способностями не значит, идеальный герой. Идеальные люди без проблем и сложностей никому не интересны. Чем более идеален ваш персонаж, тем дальше он находится от зрителя, его соучастия и вовлеченности. Именно недостатки делают каждого из нас настоящим.
Герой никогда не развивается в отрыве от того, что его окружает. Мир в котором находится герой, его изменения, персонажи с которыми он взаимодействуют - все это влияет на трансформацию героя.
Когда разрабатываете историю, следите за тем, как связаны между собой все составляющие истории. Ничего не происходит просто так, все взаимосвязано и двигает историю, действия, конфликты. Если что-то, из того что вы написали, ни на что не направлено, смело удаляйте этот кусок.
Для того чтобы найти точку из которой герой отправится в путь трансформации и сформировать проблему, нужно понять что задевает вас, чего вам хотелось бы но не хватает и так далее. История должна задеть вас за живое и вы сами внутри должны пройти определенную трансформацию как автор, чтобы у вас получилась интересная история.