Ученик вчера сообщил, что у мамы положительный результат теста на коронавирус. Мы, конечно, очень надеемся, что это ошибка, бывает такое, поскольку никаких симптомов не наблюдается, но сам факт, что ребёнок находится дома, на дистанционном обучении, и при этом может оказаться в рискованной ситуации, весьма показателен. Да, эти меры ограничивают распространение, но только в одном направлении, ведь родители работают, и никакого полного закрытия учреждений в городе нет. Ограничения отчего-то коснулись именно школ.
9 ноября прошёл “день тишины”, акция протеста родителей против введения дистанционки в школах. В Москве, Екатеринбурге, Саратове, Барнауле прошли митинги и мини-пикеты родителей. Между тем, вопреки заявлениям министерства просвещения, дистанционка уже введена в этих, а также в ряде других городов для учащихся 6-11 классов.
Про министерство очень трудно вообще что-то говорить – ведь судя по их статистике, в стране закрыты и переведены на дистанционку только “отдельные школы” и “отдельные классы”. Может эти “министерские люди” даже не из Москвы, где указом мэра школы переведены на дистанционное обучение до 22 ноября?
Болеют и учителя в школах, что не удивительно при возросшей нагрузке и “нововведениях” от Роспотребнадзора и вышеозначенного министерства. В Новосибирской области, например, в некоторых школах болеют до 40% преподавателей, т.е. оставшимся нужно их заменять. Чрезмерная нагрузка на учителей и раньше вызывала справедливое возмущение, сейчас же ситуация стала на порядок хуже. Даже высокое начальство сжалилось и собирается направлять студентов педагогических вузов на помощь в школы. Всё это не может не отражаться на качестве обучения.
Изменился и формат дистанционных уроков, увы, не в лучшую сторону – уроки проходят теперь чаще в реальном времени. Если раньше мои ученики отмечали среди преимуществ дистанционки возможность выспаться, то теперь их лишили и такой привилегии – теперь школа “влезла” в дом и диктует своё расписание для всей семьи.
Как пишут наши читатели, в школах Петербурга стали требовать (именно требовать) от родителей написать заявление о переводе ребёнка на семейное обучение. При этом школа оставляет за собой функции контроля уровня даваемых знаний. Более того, само министерство образования сейчас рекомендует т.н. “перевёрнутые уроки”, при которых ученики обязаны (!) сами всё изучать, а учитель будет опять-таки контролировать. Поздравляю, контролёров в нашей стране становится всё больше и больше…. Уже не учитель будет, а контролёр уровня знаний. Конечно, все эти мероприятия создают нагрузку на родителей – и по времени, и по финансам, и по их же здоровью.
Но что, если это не временно? Что если эпидемия является естественным процессом при возросшей плотности населения нашей планеты? Откуда коронавирус-то? Из самой перенаселенной части Земли. Тут и там этот вопрос посещает и врачей, и простых граждан. Для него есть все основания. Что же тогда мы получаем?
А получаем мы другой образ мысли. Если мы откажемся думать, что всё это временно, что всё это пройдёт весной, летом, осенью, мы сможем трезво оценивать ситуацию и учиться жить в изменившихся условиях.
Если Вы убеждены, что дистанционка разрушает здоровье ребёнка не хуже самого вируса, стоит отправиться на поиски работающих в традиционном формате школ, малокомплектных классов и т.п. Может быть, самим организовывать такие классы коллективом родителей. В сельских школах классы меньше и порой уровень образования они могут дать не хуже, чем в городских. Есть ведь и частные школы с минимальной оплатой, а то и вовсе без оплаты. Есть уже случаи, когда родителям удавалось договориться со школой об очном обучении ребёнка в условиях, когда остальные дети учились онлайн.
Абсолютно поддерживаю мнение, высказываемое многими родителями – перевод на любую нетрадиционную форму обучения должен производиться с согласия родителей, в противном случае это нарушает права и создаёт дополнительный стресс. Всё это должно решаться индивидуально, потому что ситуации у людей очень разные.