Вся СХЕМА уголовного дела - размещена здесь
Четыре повода для возбуждения дела
Для появления уголовного дела нужны определенные формальности, оно не возникает на пустом месте. Следователь не может взять и завести дело просто потому, что ему так захотелось или его кто-то об этом попросил.
Разберем, как начинается история, которая потом превратится в тома уголовного дела и, в итоге, в приговор.
Поводы и основание для возбуждения уголовного дела
- для того, чтобы уголовное дело было возбуждено требуется две вещи:
во-первых: требуется основание для возбуждения дела. Основание – это просто информация, говорящая о том, что где-то когда-то произошло что-то такое и это «что-то» сильно «попахивает» преступлением. То есть, пока не факт, что это преступление – но похоже на то, а значит надо разбираться (поэтому, собственно, и ведется уголовное дело – чтобы проверить). Но о нем речь пойдет позже, когда будут подводиться итоги рассмотрения информации о преступлении.
во-вторых: требуется повод для возбуждения дела. Информация о преступлении должна поступить в определенной форме, а не просто «сорока на хвосте принесла». Информация эта возможна в четырех формах, которые и называются поводами для возбуждения дела
ЧЕТЫРЕ ПОВОДА для возбуждения дела
Для появления любого уголовного дела нужна такая формальность как повод для возбуждения. Всего их предусмотрено 4 вида:
I). Первый повод: заявление о преступлении
- заявление о преступлении (141 УПК) может подать как сам потерпевший, так и его представитель.
- на практике с потерпевшего всегда стараются взять заявление, даже когда преступление очевидно и без него (например, потерпевший при куче очевидцев подвергся ограблению, и факт преступления налицо, то все равно возьмут от него заявление). Дело и без заявления будет возбуждено, но так положено.
Ведомственные инструкции о приеме заявлений
Порядок принятия заявлений о преступлениях регламентируется не только Уголовно-процессуальным кодексом, но и специальными ведомственными инструкциями:
- Приказ МВД от 29.08.2014г. № 736
- Приказ Следственного комитета от 11.10. 2012г. № 72
- Приказ ФСБ от 16.05.2006г. № 205
- Приказ Генеральной прокуратуры от 27.12.2007г. № 212
II). Второй повод: явка с повинной
- явка с повинной имеет три ипостаси:
во-первых: это один из поводов для возбуждения уголовного дела.
во-вторых: это одно из доказательств, на основании которых выносится обвинительный приговор.
в-третьих: явка с повинной, это одно из смягчающих обстоятельств (п."и" ч.1 61 УК). При этом, не все знают, что при использовании явки как смягчающего обстоятельства есть три разных варианта.
То есть, существует целых отдельных разновидности явки с повинной (изучить это можно здесь: Три разновидности явки с повинной, отличия по возможностям применения).
III). Третий повод: рапорт о преступлении
- сообщения из любых иных источников (кроме заявления от потерпевшего и явки с повинной) оформляются рапортом (143 УПК). К иным источникам относятся и результаты оперативно-розыскной деятельности.
- например, на улице патруль остановил «подозрительного элемента», а в кармане у него наркотики – это будет оформлено рапортом патрульных. Примеров может быть множество, практически любую ситуацию можно оформить рапортом.
Можно ли увидеть рапорт ?
а) мы (сторона защиты) неизбежно увидим рапорт, в самом первом томе дела, в самом начале этого тома. Это произойдет в самом конце следствия при ознакомлении с делом (217 УПК).
б) защите может требоваться изучить рапорт гораздо ранее (чтобы выбрать правильную тактику). До окончания следствия ни обвиняемый ни адвокат увидеть его не могут, просто нет такого права.
- но существует небольшая лазейка позволяющая добраться до некоторых материалов гораздо раньше. Воспользоваться ей можно в том случае, если следователь обратился в суд с ходатайством о заключении обвиняемого под стражу. Как это сделать, рекомендуем прочитать здесь: Лазейка позволяющая защитнику ознакомиться с рапортом.
IV). Четвертый повод: постановление прокурора
- последний из поводов для возбуждения дела: это постановление прокурора (п.4 ч.1 140 УПК).
- следует понимать, что прокуратура не относится к следственным органам и не занимается расследованием преступлений. Это надзорный орган, который сам не ведет уголовных дел. При наличии у прокурора информации о совершенном преступлении возможны два варианта:
а) если в прокуратуру поступило заявление о преступлении, то прокурор не имеет права сам проводить рассмотрение сообщения о преступлении. Если в прокуратуру поступает заявление о преступлении, то она просто передается в МВД, ФСБ, иные следственные органы (п.1.2 Приказа № 212).
б) если же прокурор в ходе своей надзорной деятельности сам выявил преступление, то он также не имеет права производить доследственную проверку. В этом случае он также передает информацию в следственные органы. Отличие от первого варианта в том, что такая передача оформляется специальным постановлением (п.4 ч.1 140 УПК и п.2 ч.2 37 УПК).
Перейдем к процедуре.
РАССМОТРЕНИЕ СООБЩЕНИЯ о преступлении
Сообщение о преступлении регистрируется в КУСП (Книга учета сообщений о преступлении). Регистрируются все указанные выше поводы.
Потом сообщение направляется тому, кто будет проводить проверку – исполнителю, который зависит от конкретного содержания сообщения.
Исполнитель (следователь, дознаватель) через свое руководство (по его указанию) принимает сообщение и в течении 3-х дней проводит доследственную проверку. Срок можно продлить до 10 дней. И еще раз, вроде как последний, продлить можно до 30 суток (ч.3 144 УПК).
Прием по продлению срока проверки: срок может продляться неограниченно с помощью своеобразного «круговорота», а именно с помощью нормы ч.6 148 УПК. В чем суть – срок проверки истекает, но времени не хватает, для возбуждения дела мало накопали (например, экспертизу не успели провести). Но не беда, выносим постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и отправляем его прокурору. Прокурор его с готовностью отменяет и направляет обратно с указанием разобраться получше. Всё, проверка начинается заново – сроки обнулились, проверяй таким способом хоть до «второго пришествия».
Доследственная проверка
В рамках доследственной проверки можно проводить множество действий (смотрим 144 УПК), но все это не следственные действия. Поэтому полученные в рамках доследственной проверки доказательства нужно дополнительно легализовать – приобщить к возникающему впоследствии уголовному делу. Например, отдельная тема у нас далее – передача в дело результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД).
А некоторые действия нужно и переделывать заново – например, опросы, полученные до возбуждения уголовного дела, не могут заменять собой допросы, которые могут проводиться только после возбуждения уголовного дела.
Сам механизм проверки сообщения о преступлении зачастую недобросовестно используется в коммерческих отношениях. Различные хозяйствующие субъекты регулярно «постукивают» друг на друга «куда надо», а все почему – сообщение о преступлении нужно обязательно проверять, нужно опросить того, на кого подали заявление. Вот не исполняет «деловой партнер» договор – можно написать на него заявление о мошенничестве. Его обязательно пригласят на беседу (иначе прокурор отменит постановление об отказе в возбуждении дела). Сам факт вызова в «органы» носит психологический характер – не платишь, затаскаю по допросам. Тут главное самому не угодить под ответственность о ложном доносе (ч.2 148 УПК).
Такой нехороший прием дает почву, в том числе, и для злоупотреблений сотрудников «органов». Бывает большой соблазн надавить на опрашиваемого (на вас тут заявление поступило, можем договориться…)
По результату проверки возможны три варианта (145 УПК): уголовное дело возбуждают (если проверка «накопала» достаточно); в возбуждении дела отказывают (если понятно, что в суде этот «бесперспективняк» не пройдет; либо направляют сообщение по подследственности (вспомним классический вариант – труп лежит не на нашей территории, сами расследуйте свой «глухарь»).
Итак, сообщение о преступление подается или попадает в нужный орган. И это не всегда «близкая к народу» полиция - подать можно в также в ФСБ, следственный комитет, прокуратуру.
Сообщение регистрируется в КУСП (Книгу учета сообщений о преступлениях) и направляется исполнителю, который проводит доследственную проверку. Регистрация в КУСП позволяет проверить в последующем, что основания и поводы для возбуждения дела вообще были.
После доследственной проверки возбуждается уголовное дело (ВУД) или в ВУД отказывается. О любом результате сообщается прокурору. Прокурор может не согласиться. Он может постановление о ВУД отменить. А может отменить постановление об отказе в ВУД (тогда проверка начинается заново).
В этом моменте прокурор имеет возможность «тиранить» дознание и следствие постоянно отменяя постановление о ВУД (ч.4 148 УПК) или об отказе в ВУД (ч.6 148 УПК) до тех пор, пока ему не угодят.
Данная схема актуальна для дел публичного и частно-публичного обвинения. Для дел частного обвинения схема другая – там заявитель обращается в суд сам (318 УПК). Частное обвинение – это мелкие дела, в которые гособвинение, как правило, не лезет – их всего три: простой вред здоровью (ч.1 115 УК), повторные административные побои (116.1 УК) и простая клевета (ч.128.1 УК).