Мы недавно переехали, я только-только привыкала к жизни в другом городе, отчаянно скучая по всем друзьям, оставшимся в родном городке. Школа еще не началась, поэтому новыми друзьями я еще не обзавелась, ведь во дворе практически никого из детей не было. Я одиноко шаталась по двору, не зная, чем себя занять. Вдруг из детского домика, стоявшего на площадке, выглянула лохматая голова и весело сказала:
- Эй, девочка! Как тебя зовут? Наташа? Ты из новеньких? Из какого подъезда? – голова трещала скороговоркой, я часть ее вопросов не понимала, - А меня Скотинка зовут! У твоей мамы есть одеколон?
- Скотинка? – я аж поперхнулась от удивления, - Разве такие имена бывают? А одеколон да, есть, называется «Наташа».
- А принеси мне его, будь чебурашкой! А то подохну тут и буду лежать и вонять на жаре, тебе оно надо?
Я согласилась, что мне такого счастья не надо, и послушно пошла домой за одеколоном. Я ведь была девочка простая как пять копеек, наивная, и не знала, что одеколоном не только голову смазывают после стрижки. По дороге я думала, кто же эта Скотинка, мужчина или женщина, и почему у этой головы такое странное имя, и вообще, что означает фраза «будь чебурашкой»?
Принесенная бутылочка одеколона была немедленно выпита, голова довольно крякнула и сказала:
- Ну, спасибо, Наташка-чебурашка, не дала тёте Скотинке умереть.
Значит, это всё же женщина, поняла я, и вздохнула: одеколон было жалко. Через несколько дней после этой странной встречи я уехала гостить на дачу к деде Мише, а еще через пару недель мы улетели с папой на море. Вернулась я почти к началу учебного года, про загадочную тётю Скотинку и не вспоминала.
Началась школа, мы подружились с Наташкой, ходили с ней как шерочка с машерочкой. В один из дней нам по дороге встретилась странная женщина. Она была одета в длинный синий плащ и под цвет ему шляпу с маленькой вуалью. В руках у женщины был зонт-трость, хотя никакого дождя не наблюдалось. Такие зонты тогда были редкостью, и Наташка резонно заметила:
- Наверное, она просто вышла похвастать, что он у нее есть!
Мне незнакомка очень понравилась, такая женщина-загадка, как будто вышедшая из стихов Блока. Да-да, не удивляйтесь, я в 10 лет зачитывалась его стихами и многие знала наизусть.
- Ты в синий плащ печально завернулась, в сырую ночь ты из дому ушла, – декламировала я стихи Наташке, а закончив, спросила, - Похоже ведь на нее, да?
Мы не знали, как ее зовут, где она живет, но в ту осень встречали ее практически каждый вечер. Завидев нас, она сдержанно кивала в знак приветствия, и мы недоуменно здоровались в ответ.
Как-то раз мы услышали, как бежавшие за ней два малолетних шкета с нашего двора кричали вслед:
- Тётенька с котёнком! Тётенька с котёнком!
Мы с подругой переглянулись в удивлении: никакого котёнка у женщины не было.
- Странно, да? Причём тут котёнок? Может, у нее под плащом котёнок прячется и она его просто выгуливает по вечерам?
А потом, посоветовавшись, пришли к выводу, что «Тётенька с котёнком» это неправильно, скорее, это «Дама с котёнком». Во-первых ее наряд, сдержанное поведение, полное достоинства, прямая спина, выдавало в ней именно даму в нашем понимании. Ну а во-вторых, конечно, была аналогия с Чеховым, с его «Дамой с собачкой».
Мы с Наташкой наперебой придумывали себе жизнь загадочной дамы.
- Она страдает из-за несчастной любви, - говорила романтичная Наташка, - он какой-нибудь полярник или, может быть, лётчик. Сказал ей: «Спи спокойно и не горюй. В первый же теплый осенний день я вернусь к тебе. Жди меня, будем вместе строить запруду»
Я засмеялась:
- Наташка, не осенний, а весенний! И разве геройский летчик похож на Снусмумрика?
Но подруга продолжала завывать, цитируя недавно прочитанную книгу:
- Я вернусь к тебе! Я вернусь к тебе! И наступит весна, и будет тепло, и я вернусь к тебе, и к тебе вернусь я... к тебе... и навсегда-навсегда-навсегда!
Отсмеявшись, мы начали фантазировать дальше. Я говорила:
- У нее нет никого на всём свете, кроме маленького белого котёнка…
Наташка меня перебила:
- У синей дамы должен быть синий котёнок!
В общем, полёт нашей фантазии относительно дамы с котёнком был безграничен.
…Как-то вечером я услышала со двора звуки, которые привлекли мое внимание: «клац-клац, клац-клац». Это явно были железные качели, но кто мог на них кататься в такую промозглую погоду и довольно позднее время? Мне стало ужасно любопытно, и я прилипла к окну, пытаясь разглядеть, кто же там качается? Раздался телефонный звонок и папа крикнул:
- Доча, это тебя! Ну кто может тебя спрашивать, конечно, Наташка!
- Алло! Ты видела? Дама с котёнком на качелях катается. Давай выйдем и спросим, может, у нее что-то случилось и ей нужна помощь?
Я быстро оделась и крикнула:
- Пап! Я на минуточку во двор, скоро приду!
Было уже темно, но двор освещали веселые фонари, в советское время на освещении не экономили как сейчас. Я увидела, как из соседнего подъезда выскочила моя подруга, и кинулась ей наперерез:
- Пойдем, подойдем к даме!
Женщина продолжала качаться, «клац-клац» раздавалось на весь двор и било прямо по нервам. Мы отважно подошли, и Наташка спросила:
- Простите, но почему Вы под дождем? У Вас что-то случилось?
Женщина печально посмотрела на нас сквозь вуаль и неожиданно знакомым голосом сказала, обращаясь ко мне:
- Привет, Наташка-чебурашка. У тебя случайно нет еще одеколона?
…И только позже мы выяснили, что никакая она ни «с котёнком», ни, тем более, «Скотинка». Она просто – с Котенко…
По адресу ул. Котенко, 14 расположен Якутский психоневрологический диспансер, в народе «психушка» или просто «Котенко».