Доброе утро, это ежедневный плохой официант, прошу извинить, что отвечаю на комментарии с опозданием и не на все, не успеваю. Если у кого-то остался без ответа вопрос, а я давно игнорирую, можете продублировать под этой публикацией, я отвечу.
Считается, что всякая частная фирма (компания, организация, контора) стремится к тому, чтобы получить максимум выгоды при минимальных затратах: так называемый «минимакс» - минимум средств, максимум прибыли.
Ресторан — великолепный образец, благодаря которому ясно видно, что это не так. Рестораны регулярно тратят деньги безо всякой отдачи, и одна из таких чёрных дыр — это хостес.
Хостес в ресторане нужен не для работы. Хостес в ресторане нужен потому, что в соседнем ресторане есть хостес.
Один из читателей канала, Лаврентий Палыч (добрый день, если читаете это сейчас), назвал это «синдромом алхимика», я процитирую: «Это всё я называю "синдром алхимика". В далёкие времена каждый уважающий себя феодал старался заполучить в замок какого-никакого алхимика и астролога. Потому, что у соседа есть, следовательно, и мне надо. Чтобы, значит, был полный комплект, - придворные уродцы, шуты и астролог с алхимиком до кучи. В глубине души каждый более-менее разумный феодал подозревал, что алхимик никакого философского камня не получит. Какой уж там камень, ежели это бородатое и давно немытое существо с трудом может складывать буквы в слова, но...»
Всё верно, хостес — то же самый алхимик, который на самом деле не нужен, но исполняет некую декоративную роль.
Если кто не знает, что такое «хостес»: вот вы звоните в ресторан, чтобы забронировать столик, а с вами разговаривает милая барышня. Вы бронируете на семь вечера, приезжаете, а в дверях вас встречает милая баршыня. Вы называете имя, на которое была бронь, она вас провожает к вашему столику. И возвращается на свое место, встречать следующих. Это хостес.
Во всех заведениях, где я работал, хостес не было, поэтому долгое время о них я только что-то слышал (и путался: хостес, хоспис, хостел). Помню свое первое знакомство с ними: пришли мы компанией в ныне уже закрытое заведение, встречает нас девушка и провожает за столик. Мы, официанты, на работе точно так же встречали и провожали гостей, так что тут все в порядке. А я уже заранее знал, что хочу заказать, поэтому как только сели, я начал озвучивать заказ. Девушка, не глядя на меня, сказала: «Сейчас к вам официант подойдет», при этом «официант» она произнесла с такой гримасой, словно ей под нос сунули кучу дерьма.
Мы, повторюсь, работали всегда без хостес, и никогда не было проблем с ответить на звонок и встретить гостей. Официанты и менеджер, при слаженной работе, с этим справляются легко.
Для чего тогда нужен хостес? Для чего нужно нанимать нового человека (вернее, девушку), для чего нужно искусственно создавать ей как бы работу, если со всеми обязанностями хостес справляются уже имеющиеся сотрудники, а заведение могло бы сэкономить, не тратиться на зарплату и прочее?
Потому что ресторан — это не капиталистическая система, ресторан — это менеджериальный феодализм: раздутый штат не занятых реально полезным трудом сотрудников является символом значимости феодала (владельца заведения), бессмысленность какового символа очевидна всякому.
Ресторан нанимает хостес, когда хочет этим показать... что-то показать. Я за все 12 лет работы официантом так и не понял — что. Это не делает посещение ресторана ни более, ни менее комфортным; это если говорить со стороны гостя. Если говорить с внутренней стороны — 99% времени хостес сидит в телефоне, так как реальной работы мало.
Считается, что хостес «помогает официантам». Во-первых, эта помощь не особо нужна. Повторюсь, встретить гостей и принять звонок может любой официант или менеджер, и мы так работали годами и годами. Во-вторых, если следовать этой логике, можно начать и дальше нанимать новых сотрудников:
- хостес пусть берёт на себя часть обязанностей официанта и встречает гостей,
- басбой пусть берёт на себя часть обязанностей официанта и забирает грязную посуду со столов,
- фудраннер пусть берёт на себя часть обязанностей официанта и относит еду с раздачи к столу,
- сомелье пусть берёт на себя часть обязанностей официанта и консультирует гостей по части вина,
- кто-то пятый пусть берёт на себя часть обязанностей официанта и консультирует по части еды...
Официанту останется ходить и создавать атмосферу. И собирать чаевые, само собой. За свою работу.
Хостес — это про работу, не про пользу. Хостес — это как бы статус.
Я не говорю, что девочки, которые работают хостес — бестолочи, бесполезные и так далее. Я знаю нескольких — хорошие, толковые, неглупые. У нас официантка как-то ушла в соседнее заведение работать хостес, так тамошних барменов она учила, как правильно делать кофе, как взбивать пену, ибо работали там немыслимые мартышки. К самим девочкам вопросов/претензий нет.
Именно работа хостес не нужна.
Менеджериальный феодализм. Средневековье XXI века.