Иисус заявил самарянке, что “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин. 4:24). Этими словами Иисус провозгласил, что Бог - личность. Он - дух, то есть реальное Существо, хоть и нематериальное. Он - дух, а это значит, что Он неосязаем. Его нельзя ни потрогать, ни увидеть глазами смертного человека. Он - дух, и все же Он реален. Он - личностный Бог.
В 1 Ин. 1:5 апостол Иоанн говорит, что “Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы”. Вдохновенный автор утверждает, что Бог - разумное Существо. Он - не какой-нибудь огонек, Он - Свет. Вся природа Его - Свет. Это божественная сущность со стороны разума. Свет - не просто Божий атрибут, Его свойство; это Сам Бог. Иаков говорит, что Бог есть “Отец светов” (Иак. 1:17), а Павел заявляет, что Бог обитает в свете (1 Тим. 6:16).
В 1 Ин. 4:8 мы находим глубокую характеристику Божьей сущности: “Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь”. Подобно свету, любовь - не просто свойство Бога. Она - Его сущность. Как слова “Бог есть свет” сжато выражают присущий Богу разум, так фраза “Бог есть любовь” полностью охватывает Его нравственную сущность. Не ведающий таких свойств Бога, как красота, сила и справедливость, имеет ограниченное знание о Боге, даже если он знает о Нем много фактов. И точно так же можно сказать, что не имеющий представления о любви не может познать Бога. Любовь - от Бога, потому что Он есть любовь. Итак, Бог есть дух, личностное Существо; Он есть Свет, разумное Существо; Он есть любовь, нравственное Существо.
Свое первое послание христианам Иоанн писал отчасти для того, чтобы исправить некоторые ложные представления в их отношениях друг с другом. Одна из главных целей книги - подчеркнуть важность братской любви. В 1 Ин. 4:7, 8 мы читаем: “Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь”.
Любовь друг к другу настолько характерна для христиан, что является свидетельством того, что перед нами Божье чадо. “Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога”. Без любви человек не может претендовать на сыновство. Как ребенок наследует природу своего земного отца, так и духовное Божье чадо приобщается к сущности своего духовного Отца. Этот Отец есть любовь, и всякий, кто утверждает о Своей принадлежности Ему, должен иметь частицу Его любви. Она должна быть его сутью, как является сутью Бога.
БОЖЬЯ ЛЮБОВЬ, ЯВЛЕННАЯ ЧЕЛОВЕКУ
Человеческому разуму не дано полностью постичь Бога. Его глаза не могут увидеть Бога. Его руки не могут прикоснуться к Богу. Его разум не может исследовать Бога. Бог открыл человеку Свою природу и Свои свойства, и все же ничто из этого не подвластно перу и словам смертного человека. Под впечатлением этого факта поэт Фредерик Мартин Леман написал такие строки:
От края одного до всех других краев.
Когда бы нам чернилами наполнить океан
И каждую травинку превратить в перо,
И мир вещей пергаментом бы стал,
А каждый человек, поэтом сделавшись,
Воспел на нем Всевышнего любовь,
То высох бы глубокий океан,
И свиток был бы мал, хоть протяни его
Во всю длину небес,
Смертный не может во всей полноте постичь бесконечный разум и сущность Бога. Чтобы познать реальность и природу Бога, человек должен полагаться на божественные проявления. В таком случае уместно сказать вместе с Павлом, что “невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы...” (Рим. 1:20). Эти слова прежде всего относятся к Божьей сущности и силе, но они также справедливы и по отношению к Его любви. Мы не можем увидеть Его любовь, но мы можем познать ее через Его деяния божественного сострадания, жалости и милости к человеку.
Бог проявил Свою любовь к человеку во всех актах творения. Пророк Исаия говорил, что Бог сотворил мир “для жительства” (Ис. 45:18). Это надо понимать так, что Бог сотворил мир, в первую очередь, для того, чтобы в нем жил человек, объект Его любви. Бог посещал человека, которого Он поставил лишь немного ниже ангелов (Евр. 2:6, 7).
В этой среде обитания любящий Бог не только обеспечил все формы жизни, необходимые для существования человека, но также создал для него подходящего помощника, который восполнял бы его потребности. Он соединил мужчину с этой помощницей самыми крепкими узами, какие только известны смертным: любовью мужчины к своей жене. Этот союз дал человеку дом с дорогими ему людьми и образовал основу для сохранения истинной любви, чтобы пронести ее через века. Человек не знает более сладкого выражения любви, чем то, что наполняет дом истинного чада Божьего.
Божья любовь отражена в сотворении материальной вселенной. В Эдемском саду Бог поместил человека в идеальные условия. Он проявил Свою любовь даже после того, как человек согрешил и был изгнан из этого сада. И, хоть земля была проклята и человек был вынужден трудиться на ней до седьмого пота, Бог дал ему плодоносные времена года и до скончания времен гарантировал время посева и время сбора урожая.
В одиночку человек в этом мире проблем не может найти своего пути. Решение проблем не в его власти. Бог снова показал Свою любовь, дав человеку руководство. Бог открывал Себя через разных вестников. Он дал свет, чтобы рассеять тьму, и совет, чтобы направлять человека. Этот совет и это руководство составляют “Книгу книг”. Библия является свидетельством того факта, что Бог есть любовь.
Величайшее доказательство Божьей любви кроется в том факте, что Он дал средство от грехов человека. Ин. 3:16 называют “золотым стихом” Библии. Это верное название, потому что стих суммирует степень Божьей любви. Он так возлюбил мир, что отправил Своего Сына на смерть вместо нас. Иоанн писал: “Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою” (1 Ин. 3:16). Голгофский крест наиболее ярко показывает нам четырехмерную любовь Бога к человечеству: долготу, широту, высоту и глубину Его заботы о наших душах.
Еще одно отражение Божьей любви - общение и радость Божьей семьи на земле. Это общение - привилегия всех тех, кто составляет Божью церковь. В ней Его народ становится причастником всех Его благословений. Бог возлюбил церковь и отдал Своего сына, чтобы она состоялась. Этот Сын возлюбил церковь и отдал Себя, чтобы освятить и очистить ее, сделав подходящим местом для обитания Божьего духа.
И, наконец, обратим внимание на решающее проявление Божьей любви - надежду на жизнь по ту сторону могилы. Ее внушили человеку обетования любящего Отца, и она побуждает человека к праведной жизни. Вера в то, что эта жизнь - всего лишь ступенька на пути к вечности, и надежда, проникающая сквозь завесу в рай вечной славы, возбуждают в человеке сильнейшее желание жить богоподобной жизнью. Эта надежда дает ему силы выдерживать телесные и душевные страдания, стойко переносить жизненные испытания. Эта надежда - не что иное, как еще одна демонстрация того факта, что Бог в любви дал все благословения, необходимые для жизни и благочестия.
ОТВЕТ ЧЕЛОВЕКА НА БОЖЬЮ ЛЮБОВЬ
Бог излил на человека Свою любовь, чтобы человек ответил Ему тем же. Иоанн писал: “Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас” (1 Ин. 4:19). Чтобы любить Его, мы должны любить тех, кого любит Он; громадная ошибка думать, будто мы можем любить Бога, одновременно питая злобу и враждебность к Божьим людям. Говоря словами апостола Павла, каждый христианин должен проявлять любовь к Божьим людям, почитая их “высшими себя” (Фил. 2:3).
Любовь нужно переводить в служение. Вера, действующая любовью, - единственная полезная вера в Божьих глазах. Иисус говорил: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Ин. 14:15). Поэтому любовь нельзя отделить от служения; любовь к Божьим людям должна выражаться в служении. Мы должны любить души людей и искать их спасения, одновременно служа им. Мы мало кого сможем заинтересовать духовной пищей, если будем закрывать глаза и уши на физические нужды людей. Иисус везде делал добро, и любящие так, как любил Он, должны следовать Его примеру.
Павел выразил характер и качество Божьей любви в знакомых словах 1 Кор. 13. Божий раб провозгласил:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (ст. 4-7).
Этот отрывок отображает не только характер любви, но - поскольку Бог есть любовь - характеризует Бога. Этот отрывок хорошо читается, если вместо слова “любовь” поставить “Бог”:
«Бог долготерпит, милосердствует, Бог не завидует, Бог не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Поскольку Божье чадо должно иметь характер и природу Бога, ясно, что в этот отрывок Писания он должен быть в состоянии подставить свое имя. Давайте снова прочтем его в таком виде:
«Христианин долготерпит, милосердствует, Христианин не завидует, Христианин не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
И, наконец, пусть каждый из нас подставит в него местоимение “я” и прочтет еще раз:
«Я долготерплю, милосердствую, я не завидую, я не превозношусь, не горжусь, не бесчинствую, не ищу своего, не раздражаюсь, не мыслю зла, не радуюсь неправде, а сорадуюсь истине; все покрываю, всему верю, всего надеюсь, все переношу».
Никто не может чувствовать себя вполне достойным вот так заявить о себе, и все же это настоящая проверка ученичества. Действительно ли мы знаем Бога? Можем ли мы сказать, что обладаем самой Божьей природой? Отвечая, давайте вспомним Его слова: “Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь” (1 Ин. 4:8); “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13:35).
Когда мы размышляем над важностью Павлова описания любви, перед нашим мысленным взором встает эгоистичная натура человека. Мы вспоминаем его склонность думать, что он всего может достичь собственными силами. Мы вспоминаем, как он старается оправдать себя, в то же время критикуя других. Мы вспоминаем, как он может увидеть соринку в глазу брата, но не замечает бревна у себя (см. Мф. 7:3, 4).
Подчеркиваем ли мы в наших наставлениях, что без любви никакая добродетель не угодна Богу? Когда Божьим людям были дарованы особые чудесные силы, отсутствие любви делало их труды бессмысленными в Его глазах (1 Кор. 13:1, 2). Эти дары служили Божьей цели и с тех пор уже не даются людям; теперь остаются только вера, надежда и любовь. Павел сказал, что “любовь из них больше” (1 Кор. 13:13). Это то качество, которое придает смысл и ценность вере и надежде человека. По этому качеству мы узнаем, от Бога ли мы. По нему мы узнаем, истинные ли мы Его чада. По нему мы узнаем, сможем ли мы уподобиться Ему, когда войдем в Его присутствие в небесной стране.