(Исаия 43)
Когда я, готовясь к написанию моего труда, впервые прочитал эту чудесную главу на древнееврейском языке, у меня возникло желание воскликнуть: «Сними обувь свою! Ты стоишь на земле святой!» Приведённые здесь описания Бога просто изумительны! Создатель, Святой Израилев, Спаситель, Избавитель, Царь: всё кричит нам о сущности Бога, Его сострадании, благодати, милости, любви и присущей Ему природе.
ИСКУПЛЕННЫЙ ИЗРАИЛЬ (43:1–7)
«Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: "Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобой, через реки ли — они не потопят тебя; пойдёшь ли через огонь — не обожжёшься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святой Израилев, Спаситель твой — в выкуп за тебя отдал Египет, Эфиопию и Савею — за тебя. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы — за душу твою. Не бойся, ибо Я с тобой; от востока приведу племя твоё и от запада соберу тебя. Северу скажу: 'Отдай', и югу: 'Не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил' ”» (43:1-7).
Словами «ныне же» начинается вдохновенный логический комментарий к тому, что было сказано ранее. О Боге пророк говорит как о Творце, Создателе: «сотворивший тебя» (бораака), «устроивший тебя» (йоцерка). Оба эти слова на еврейском имеют форму причастия настоящего времени, характеризующего деятельность Бога. Эти же слова употребляются по отношению к Богу в книге Бытие, где говорится о сотворении (Быт. 1:27: 2:7). Слово «устроивший» Мотьер считает более интимным выражением Божьей заботы, сродни заботливому усердию горшечника при изготовлении глиняного сосуда. «Не бойся» — вновь и вновь повторяющийся в книге призыв. Приводятся причины, почему не надо бояться: «…ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему». Идея искупления ещё более интимна, чем идея устроения. Искупив его, Бог действовал во благо Израиля, как ближайший родственник. Называние по имени указывает на прямую личную связь. Эдвард Янг соотносит это с Иисусом:
«Мы не можем до конца осознать, какую неисчерпаемую глубину содержит в себе слово геалтика (Я искупил тебя)… Искупление, искупление, искупление — вот что должно быть нашим вероучением, нашим богословием, нашей отличительной чертой, нашей ежедневной песней хвалы, нашей тайной мудростью, нашей драгоценной жемчужиной, нашим бесценным сокровищем, нашим всем… Да не знаем мы больше ничего, кроме крови, спасшей нас. Да не буду я ни о чём больше думать, ничего больше видеть, слышать, любить и прославлять — кроме Твоей любви и Тебя». На последствия упования на Бога в трудные моменты жизни указывает Божье присутствие и Его помощь (см. 1 Кор. 10:13). Стих 2 заверяет тех, кто и сегодня находится в бедственном положении, что они могут быть уверены в Господе, который сохранит их в трудные времена благодаря Своему присутствию. Господь обещал народу Иудеи: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобой, через реки ли — они не потопят тебя; пойдёшь ли через огонь — не обожжёшься, и пламя не опалит тебя». Он не только будет там, но и поможет им.
«Ибо Я Господь, Бог твой, Святой Израилев, Спаситель твой», — заявляет Он (ст. 3). «Я Господь, Бог твой» — тема, связанная с Исходом. Так говорится о Боге в повествовании о том, как Он вывел сынов Израилевых из Египта и привёл в землю обетованную. По сути, это тема всего Ветхого Завета. Бог также — «Святой Израилев», как любит Его называть Исаия. «Спаситель твой» характеризует «того, кто выступает вперёд, когда кто-то не в состоянии помочь себе сам» (Освальт). Египет, Эфиопия и Савея будут отданы в «выкуп». «Эфиопия» — это область между вторым и третьим порогами на реке Нил к югу от Египта, которая на ранних этапах истории именовалась землёй Куш. Савея — это район Южноаравийской пустыни через Красное море от Эфиопии.
Слова «дорог», «многоценен» и «возлюбил» (ст. 4) показывают отношение Бога к Своим послушным детям. В первоисточнике все эти слова имеют совершенное время, «указывающее здесь на прошлое действие, которое продолжается в настоящем: “был и остаётся”» (Мотьер).
«Не бойся, ибо Я с тобой», — заверяет Господь Свой народ (ст. 5). В 41:10 Бог приводит то же основание для того, чтобы «перестать бояться». Кроме того, Он говорит: «Я искупил тебя» (43:1) и «Я помогаю тебе» (41:13, 14). Бог намеревался привести верный остаток с четырёх концов земли: «Северу скажу: “Отдай”; и югу: “Не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли”» (ст. 6). Господь по Своей благодати призовёт остаток вернуться в землю.
И снова в стихе 7 мы видим язык сотворения: «сотворил», «образовал» и «устроил». Давайте всегда помнить, что мы сотворены для Божьей «славы».
ИЗРАИЛЬ, БОЖИЙ СВИДЕТЕЛЬ (48:8–13)
«“Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши”. Пусть все народы соберутся вместе и воссоединятся племена. Кто между ними предсказал это? Пусть возвестят, что было от начала. Пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: “Правда!” “А Мои свидетели, — говорит Господь, — вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали, и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня. Я предрёк, и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы — свидетели Мои, — говорит Господь, — что Я Бог; от начала дней Я Тот же, и никто не спасёт от руки Моей. Я сделаю — и кто отменит это?”» (48:8-13)
Исаия снова использует язык судебного разбирательства (ст. 8, 9; см. 41:21–24). Бог велит собрать вместе народ «слепой», «глухой» и «все народы» и задаёт вопрос: «Кто между ними предсказал это? Пусть возвестят, что было от начала». «Что было от начала» — это исполненные предсказания Господа. Никто, кроме Господа, не способен точно предвозвестить эти события.
Господь призывает «свидетелей» подтвердить Его правоту (ст. 10). Он хочет, чтобы народы «знали», «верили» и «разумели, что это Я». Три глагола — «знать», «верить» и «разуметь» — «детализируют движение веры от начального ощущения Бога через упование на Него к пониманию Его природы и путей» (Освальт). «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет», — возвещает Господь устами пророка. В противоположность рукотворным идолам, Бог не имеет ни начала, ни конца. При сотворении земли Предвечный Бог уже был (Быт. 1:1).
Об уникальности Бога говорят стихи 11–13. В этих трёх стихах двенадцать из двадцати девяти еврейских слов имеют первое лицо единственного числа. Бог — абсолютный Господь и Спаситель; Он абсолютен в Своих заявлениях (ст. 12), так же как абсолютен в Своих действиях (ст. 13).
Иисус сказал о Своих учениках то же, что Бог об Израиле: «Мои свидетели… — вы» (ст. 10: Деян. 1:8). В обоих случаях это означает «неопровержимое указание на непосредственного очевидца» (Освальт).
ГРЯДУЩЕЕ РАЗРУШЕНИЕ ВАВИЛОНА (43:14–21)
«…так говорит Господь, Искупитель ваш, Святой Израилев. — Ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и халдеев, гордившихся кораблями. Я Господь, Святой ваш, Творец Израиля, Царь ваш». Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю, выведший колесницы и коней, войско и силу; все легли вместе, не встали; потухли, как светильник, погасли. Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете. Вот, Я делаю новое, ныне же оно явится. Неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки — в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (43:14-21).
Господь объявил, что Вавилон, место будущего изгнания Иудеи, сам будет разрушен (ст. 14). Корабли, которыми они гордились, будут использованы ими для унизительного отступления. В Божьем заявлении не приходилось сомневаться, ибо он — «Господь», «Святой Израилев», «Творец Израиля» и «Царь» (ст. 15). Клайд Вудс говорит: «Повторение таких чрезвычайно важных божественных титулов подчёркивает несравненную силу Господа и привилегированное положение Израиля как Его избранного народа».
Господь напомнил Израилю об их избавлении из египетского рабства Его крепкой рукой (ст. 16, 17; см. Исх. 14). «Прежнее» (ст. 18) — это события, предречённые Богом и исполненные в Исходе.
Бог сказал, что «дела[ет] новое» (ст. 19, 20). Это будет новый исход без национальных границ. Он даст народу «чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Отк. 22:1).
В ответ народ, уверен Бог, «будет возвещать славу Мою» (ст. 21). Спасённые кровью Агнца Божьего будут непрестанно восхвалять небесного Отца. В этом суть нашего богослужения. Мы должны спрашивать не «Что я получаю от поклонения?», а «Что я вкладываю в него?» Наше непрестанное восхваление Господа за Его благодать становится побудительным мотивом поклонения.
ГРЕХ ИЗРАИЛЯ/ИАКОВА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ (43:22–28)
«А ты, Иаков, не взывал ко Мне; ты, Израиль, не трудился для Меня. Ты не приносил Мне агнцев твоих во всесожжение и жертвами твоими не чтил Меня. Я не заставлял тебя служить Мне хлебным приношением и не отягощал тебя фимиамом. Ты не покупал Мне благовонной трости за серебро и туком жертв твоих не насыщал Меня. Но ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня» (43:22-24).
В оригинале местоимения «Мне» и «Меня» в стихе 22 поставлены в начале предложений, чем подчёркивается их значимость. Что бы ни было главным в иудейском поклонении, это не было должным образом направлено на Господа. Народ приносил чуждые жертвы с чуждым расположением сердца (ст. 23, 24). Поклонение без смирения в сердце оскорбляет Бога.
«Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну. Припомни Мне, станем судиться. Говори ты, чтобы оправдаться. Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня. За то Я предстоятелей святилища лишил священства, и Иакова предал на заклятие, и Израиля на поругание» (43:25-28).
Израиль ничего не сделал, чтобы заслужить Божью благодать (ст. 25, 26). Господь изливал Свою благодать «ради Себя Самого». Павел объявил:
«Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искупление во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его через веру, для показания праведности Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божьего, к показанию праведности Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:23–26).
Ту же весть Исаия выразил такими словами: «Праотец твой согрешил» (ст. 27). Это может быть ссылка на Адама, Авраама или Иакова. Но смысл тот же: «Какими бы выдающимися или благочестивыми ни были те или иные герои… Библия без всякой утайки рассказывает об их грехах» (Освальт).
«Предстоятели святилища» (ст. 28) — это священники, отделённые для совершения жертвоприношений Господу (1 Пар. 24:5). Ранее Исаия обвинял их в пьянстве (28:7).
Этот раздел завершается словами: «[Я] Иакова предал на заклятие, и Израиля — на поругание». «Заклятие» (херем) в Ветхом Завете имеет две разные функции: передача части собственности Богу (Лев. 27:28) и, как здесь, предание чего-то или кого-то на погибель (Иис. Н. 6:17). Бог предавал Свой народ на погибель.