Найти тему
Исторические сражения

Как не погубить свой же корабль при выстреле из такого орудия

Долгое время артиллерия считалась сухопутным оружием. Конечно, попытки внедрить пушки на кораблях были, но морякам очень скоро разонравилась возня с капризной пороховой мякотью, норовившей насосаться влаги даже из воздуха. Но со временем, когда усовершенствовали способы хранения зарядов (зернение пороха придумали не сразу), вроде как пушки пригодились на галерах – курсовые батареи из нескольких орудий были их отличительной особенностью.

С галер пушки перекочевали на посудины посолидней и покрупнее. И постепенно началась гонка вооружений, по большей части заключавшаяся в увеличении калибра – для большей убедительности в бою. И тут оказалось, что морские пушки желательно выпускать с относительно коротким стволом. Потому что особой точности на море не требовалось (да она и недостижима на столь неустойчивой орудийной платформе), а вот с зарядкой и скорострельностью у короткоствольных систем (при зарядке с дульной части) обстоит интереснее и живее.

Реконструкция галеры, участвовавшей в битве при Лепанто (1571)
Реконструкция галеры, участвовавшей в битве при Лепанто (1571)
Именно на галерах впервые успешно применили орудия крупного калибра
Именно на галерах впервые успешно применили орудия крупного калибра

В принципе, возможностей корабельной артиллерии хватало для борьбы с однотипным противником. Проблемы начинались, как только корабли сталкивались с береговыми укреплениями. А на суше, как известно, ограничений по весу для орудий особо не существует. Поэтому в большинстве типовых ситуаций корабли по возможностям сильно уступали крепостям. А посоревноваться, временами, уж очень хотелось. Но вот как взгромоздить громадную пушку на корабль, когда и так приходится здорово экономить на весе и принимать во внимание центровку, высоту расположения груза и массу других вещей?

Выход нашел француз по имени Бертран Рено д’Элисагаре в XVIII столетии. Он предложил (и разработал проект) специализированного судна, довольно компактного и дешевого (что-то вроде корвета или шлюпа). Вооруженного одной-двумя пушками очень большого калибра. Ну и еще примерно десятком орудий поменьше – для самообороны. Очень часто пушки заменялись мортирами (одной-двух вполне хватало). Изначально такие кораблики звались бомбардирскими галиотами. Впервые в бою их использовали в 1681 году при разборке с Алжиром.

Мортира на французском корабле середины XVII века. Иллюстратор: Marek Szyszko
Мортира на французском корабле середины XVII века. Иллюстратор: Marek Szyszko

В теории мортиру ничего не стоило затащить на палубу линейного корабля – сама-то система весила немного. Но вот отдача от мортиры, да еще и направленная вниз, ничего хорошего не сулила. Поэтому д’Элисагаре предложил использовать корабли, чья архитектура позволяла установить мортиру посредине палубы. Часто даже в люке, ниже уровня верхнего палубного настила. Ну и дно этого люка дополнительно укреплялось своеобразной клеткой, срубом из бруса, позволявшим передавать силу немаленькой отдачи (при выстреле мортиры суда, по описаниям тех лет, уходили в воду на пару футов!) равномерно на весь силовой набор судна.

Особенности набора палубы с поддержкой платформы для мортиры. Иллюстрация из газеты Harper's Weekly от 1 февраля 1862 года
Особенности набора палубы с поддержкой платформы для мортиры. Иллюстрация из газеты Harper's Weekly от 1 февраля 1862 года

Помимо этой клетки, укрепляющей палубу, особое внимание уделялось общей прочности корпуса. Как силовому набору, так и обшивке. Почти всегда в ущерб мореходности и управляемости. Интересно, что часто для таких целей переоборудовали плоскодонки – как вариант поспешной импровизации.

Атака с бомбардирских шхун, XIX век. Художник: Julian Davidson
Атака с бомбардирских шхун, XIX век. Художник: Julian Davidson

Кораблики получались небольшие, а потому попасть в них из артиллерии того времени было сложно. Кроме того, бомбардирские суда изначально строились очень прочными, так что они часто выдерживали прямые попадания корабельных пушек. Хотя в бою на море, конечно, попасть в точечную цель, вроде линейного корабля, с таких артиллерийских платформ было нереально. Хотя попытки постоянно предпринимались. Но больше от безысходности. Вообще, корабли этого класса в морском сражении играли роль застрельщиков до того момента, когда сходились линии противников и начиналась основная фаза сражения. В это время бомбардирские корабли прятались за строй линейных кораблей. А еще такую компактную мощь применяли для подавления основного калибра береговой обороны – прочность корпуса и небольшие габариты позволяли выдерживать обстрел с берега. После того как основные пушки береговой крепости оказались подавленными, в бой вступали все те же линейные корабли.

Фото огромной мортиры, установленной на палубе корабля времен гражданской войны в США
Фото огромной мортиры, установленной на палубе корабля времен гражданской войны в США

Бомбардирские суда довольно широко применялись всеми мировыми державами вплоть до начала второй половины XIX столетия. И только появление каронад сделало постройку этих кораблей (как и всяких других боевых из дерева) для нужд военного флота бессмысленной. Зато высокая прочность корпуса пригодилась в другом деле – исследовательском. Большинство полярных экспедиций того времени проходили именно на переоборудованных бомбардирских судах – их корпус лучше других сопротивлялся льду.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала