В 70-80-е годы XIX века Япония активно развивала внешнюю торговлю. В том числе и с Российской империей.
Но экономическое сотрудничество, Япония видела однобоко. Оно было нужно ей, для завоевания новых земель, поощрения эмиграции разрастающегося населения Японии и созданию великой Японской империи.
Японское правительство активно выделяло государственные субсидии ткацким фабрикам, стекольным заводам, цементным заводам, и другим объектам промышленности.
Поэтому, японская промышленность переживала активный рост. Но была одна проблемы - рынки сбыта были ограничены.
Высокие таможенные пошлины для японских товаров не позволяли им реализовываться в Европе, США и Китае.
Основную роль в японской экономике играли реприватизированные предприятия. То есть предприятия, которые создавались правительством, а затем продавались по сниженным ценам крупным частным компаниям - Мицуи, Мицубиси, Фурукава. Таким образом, оказывалась поддержка экономике страны.
Это позволило вырасти многим японским крупным промышленным империям - дзайбацу.
Поэтому Дальний Восток Российской империи представлял для Японии государственный интерес.
Система государственного протекционизма требовала от трудолюбивых и патриотичных японских чиновников поддержать интересы японских компаний на Дальнем Востоке России.
Известный советский историк, А.Л. Нарочницкий, отмечал, что доля Японии во внешнеторговом обороте Владивостокского порта была незначительна. Японский экспорт в российские порты состоял, в основном, из провианта и в 1879 г. исчислялся в 49 тыс. иен, а легальный вывоз из России мехов и рыбы - в 10,3 тыс. иен - Нарочницкий, А.Л. Колониальная политика Японии. - С. 269-270.
Первым Дальний Восток из японцев, в 1875 году посетил коммерческий агент Х.Сэваки.
Он записывал все цены на товары и установил, что они превышают японские в 4-5 раз. Наиболее необходимыми товарами для русских в этом регионе он назвал рис, кирпич, соль, каменный уголь, известь, ячменную муку, лесоматериалы.
При этом он считал, что японцам необходимо открывать здесь лавки и магазины, а самое главное организовать морское сообщение, чтобы обеспечивать их товарами.
После поездки Сэваки экспорт японских товаров во Владивосток резко увеличился и составил 2,2 млн. рублей в 1876-1881 годах.
В 1877 году Владивосток посетил начальник Колонизационного управления - генерал-лейтенант К.Курода, который отметил повысившиеся возможности Владивостокского порта по грузообороту.
В 1878 году чрезвычайных и полномочный посланник Японии в Российской империи Т.Эномото возвратился домой через Сибирь. По пути он делал путевые заметки и особо заинтересовался технологией добычи золота.
По сути посланник занимался экономической разведкой в пути. Он интересовался всем, что представляло интерес для экономики Японии в Сибири.
Все эти японские чиновники отлично изучили внешнеэкономический потенциал Дальнего Востока Российской империи. Вскоре это пригодилось Японии, которая исподволь готовилась к войне с Россией на Дальнем Востоке.