Неоднократно Господь возвращается к теме загробного существования человеческой души. И в сегодняшнем Евангелии мы слышали притчу (Лк. 16:19-31),в которой эта тема поднимается вновь и вот в каком ключе.
Был некий богач, который каждый день праздновал: устраивал пиры, прекрасно одевался и, приглашая гостей, каждый день весело пировал.
В то же время был один иудей, которого мы часто вспоминаем, и даже слово «лазарет», где содержатся больные, происходит от имени этого самого человека – бедного и больного Лазаря (Прим. ред.: лазарет - от итал. lazzaretto, первоначально — «больница для прокаженных», производное от Lazzaro - по имени святого Лазаря, считавшегося защитником прокаженных). В лазарете лечат больных.
Это тот самый Лазарь, который лежал у ворот дома богача в надежде на милосердие, в надежде, что тот «от крупиц своего стола», от остатков даже накормит его, потому что все иудеи знали Закон. А в Ветхом Завете, в Законе было написано и неоднократно повторено, что милостыня, милосердие возводят человека к Богу, и множество грехов прощается Богом за милосердие человека к другому человеку. Все это знали, и поэтому Лазарь, конечно, надеялся, что богатый иудей, который тоже прекрасно знал Закон, все-таки проявит милосердие. Но богач был человеком жестоким, все тратил только на себя и на свои удовольствия, а на бедного Лазаря не обращал никакого внимания и не кормил этого несчастного, лежавшего в струпьях у его ворот. Жалели Лазаря только собаки, которые вылизывали его больные места, – слюна у собак обладает целебными свойствами, она лечит, заживляет раны. И вот они лизали бедного Лазаря, проявляя бо́льшее милосердие, чем человек.
Лазарь умер. Что стало с ним? Господь говорит: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22),- то есть в духовное место, в духовном мире, где содержатся души праведников, в том числе и Авраама.
А когда умер богач, и его душу забрали. И находится он в муках, в огненном озере, в огне, горит и мучается и кричит: «Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16:24).
Мы находим в Евангелии очень много мест, где Господь говорит о том, что станет с человеком после его смерти. И много раз говорит, что «и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).
И вот некоторые люди современные, даже священнослужители, говорят: «Да какая там вечная мука? Никаких вечных мук не будет. Да и как вообще может страдать душа? Она же бесплотная! И еще говорят о каком-то там огне, что будут бесы мучить, рвать на части, а другие будут вариться в каком-то там котле или огненном озере. Ну что за ерунда – какое огненное озеро?! Какие котлы? Какие вилы у этих бесов? Душа же бесплотная – она ничего этого не может чувствовать: ни огня, ни чего прочего».
И мне хочется вам напомнить, что вот как раз боль чувствует не тело человеческое, а душа. И таким связным звеном, скажем современным словом – интерфейсом, между телом и душой служит мозг. Но мы можем этот интерфейс отключить. Импульсы болевые поступают к мозгу, а от мозга в душу – не поступают. Трансформатор этот выключен. Наши нервы (люди некоторые говорят: «У меня больные нервы!») – это биологические провода, проводящие электрический ток. Этот ток очень слабый, какие-то миллиамперы, но, тем не менее, это биологические провода, и они проводят электрический ток от рецепторов. Попадая в мозг, в ту или иную часть коры головного мозга, которая отвечает за те или иные функции, болевые импульсы там анализируются, и потом информация посылается в душу. И вот когда болевой импульс по нервным волокнам доходит до мозга и передается в душу, в этом случае человек испытывает боль. Когда у него отрезают руку, он чувствует это и чувствует, что отрезают именно руку. Когда отрезают ногу (например, у человека гангрена началась), он чувствует боль и понимает, что отрезают именно ногу. В это время он не чувствует, что ему ухо режут или глаз.
А вот теперь представьте себе, что это не на поле боя, а в больнице. Человеческий мозг можно отключить. Приходит анестезиолог и отключает мозг. Импульсы болевые доходят до мозга, а он отключен! Этот интерфейс не работает и не передает информацию в душу, и душа не чувствует ничего. И в этом случае берет хирург болгарку и отрезает ногу. Кость режут, как правило, вот такой болгаркой – пилят. А человек не чувствует ничего. Почему? А потому что все болевые импульсы идут в мозг, а мозг не передает их дальше: он отключен! Душа ничего не чувствует.
А теперь представьте себе: душа, отделившись от тела в момент смерти (собственно, это и есть момент смерти – отделение души от тела), переходит в параллельный мир –духовный, а там находятся разумные личности, которых мы сейчас не видим глазами и пощупать не можем. И вот эти личности, мы знаем это, – демоны. Они могут импульсно, энергетически воздействовать на душу и посылать ей импульсы именно такие, которые будут совершенно неотличимы от реальных импульсов болевых, которые мы получаем через нервные волокна от больного органа. Они абсолютно неотличимы.
Вы можете спросить, почему я так думаю. Я вам отвечу. Даже в нашей жизни, в обычной человеческой жизни демоны поступают так. И любой психиатр знает такое понятие, как сенестопатия: человек абсолютно реально испытывает некие болевые ощущения, а их на самом деле нет. Очень часто больной жалуется на то, что у него под кожей ползают какие-то черви и прогрызают мышцы, и это ощущается совершенно реально. Больной показывает доктору: «Вот сейчас он под кожей ползет вот сюда!» Делают надрез – никакого червя там нет и в помине. Другой больной говорит, что у него в животе какое-то существо ходит и даже разговаривает. Он это ощущает абсолютно реально. И доктор не может его убедить – больной же это чувствует! Это что? Это ложные фантомные ощущения, которые ощущаются абсолютно реально. Их транслируют в наше сознание, в нашу душу демоны. Они могут транслировать и речь. Например, человек слышит голоса, много голосов. И ни один психиатр не знает происхождения этих голосов. Они, к примеру, могут говорить человеку то, чего он никогда не знал. И когда человек рассказывает, о чем ему «говорили» голоса, то все поражаются, потому что такие вещи может знать только серьезный ученый. А этот же человек, образно говоря, 2 класса образования имеет и знать этого не может. Откуда же у него эти знания? Что это за голоса? Психиатры об этом молчат, потому что не знают. Назвали это явление вербальный псевдогаллюциноз.Название дали, а что за ним стоит – не знают. Но это абсолютно реально: человеческая душа слышит голос. Чей? Демона! Демоны могут посылать также другие импульсы, совершенно не отличимые от реальных. Например, от вкусовых рецепторов мы может ощущать вкус во рту. Или обонять совершенно реально запах, которого нет. Другие не будут чувствовать, а человек будет чувствовать. Эти явления называются гипогевзия(Прим. ред.: нарушение вкуса) и аносмия (Прим. ред.: Нарушение обоняния). Есть названия этим явлениям. Только что за ними стоит?! Никто не знает. Так вот, именно демоны могут посылать в душу человека импульсы и именно такие, которые не будут отличимы от тех, которые мы получаем от больных органов. Например, когда человек, находясь рядом с костром, случайно обжег руку, он чувствует определенное болевое ощущение. И вот демоны могут подделать любое ощущение так, что мы будем это чувствовать реально. Вот у человека ногу отрезали, и демон может ему посылать в душу такое ощущение, как будто у него болит большой палец правой ноги. А этой ноги уже двадцать лет нет – во время войны снарядом оторвало. А ощущает человек реальную боль в пальце на ноге, которой давно нет.
Вот точно так же мы, люди, будем иметь в аду те ощущения, которые абсолютно неотличимы от болевых ощущений, которые мы в реальной жизни можем почувствовать, например, от того, что проткнули тебя ножом, или молотом раздробили твою руку на наковальне, или проломили тебе череп. И все это будет абсолютно реально, больно – а человек не умирает! И эти муки будут вечно длиться, потому что Господь не дает никакого намека на то, что муки после смерти для грешников будут какими-то временными, как считал, например, Ориген (Прим. ред.: 185-254 гг.; греческий христианский теолог, философ; его учение было осуждено V Вселенским Собором (553) как ересь) и его последователи. Но и некоторые наши современники тоже считают, что люди будут мучиться лишь временно, а потом Господь всех помилует, и все спасутся, даже демоны спасутся – всех помилует Господь. Но на это даже намека нет.
Все святые Соборы, и святые отцы в подавляющем своем большинстве отвергли это учение как ложное и предали анафеме и самого Оригена, и всех его последователей. В «Лествице» Иоанн Лествичник пишет, что те, кто так считают, – это люди, любящие сей мир, привязанные ко всему мирскому, которые хотят и Богу угодить, и себе: своему чреву, своим прихотям, похотям – угодить одновременно. И их очень удовлетворяет это учение оригеновское: «Да, мы нагрешили, но ничего, Бог помилует. Помучаемся немножко потом, все-таки Господь милостив, Он нас любит и помилует». Но они забывают о том, что Бог, помимо того, что Он милосердный, Он еще и праведный Судия.
В этой жизни нам дано достаточно времени, чтобы решить: с кем мы – с Богом или с Сатаной. Жить по заповедям или отвергнуть их. Нам этого времени дано достаточно, чтобы решить эту проблему. А когда мы заканчиваем эту жизненную школу и приходим к Богу на Суд, то на этом государственном экзамене уже никакого помилования не будет. Вот здесь Он милует нас, здесь, на земле. Тысячу раз человек падает, и тысячу раз его помилует Господь. При условии, если будет у падшего искреннее сокрушение сердца и он будет каяться в своих грехах и положит начало своему исправлению. Тогда Бог прощает, здесь прощает. А после смерти Он – Судья. Только подводит итоги – и больше ничего. Поэтому те, кто считает, что вечных мук не будет, это люди плотолюбивые, которые себя успокаивают этой идеей: «ну, ладно, помучаемся, а потом Господь нас простит».
Люди с подобными взглядами являются представителями так называемого церковного модернизма, по выражению архимандрита Рафаила (Карелина) (Прим. ред.: священнослужитель Грузинской Православной Церкви, духовный писатель, публицист, критик церковного модернизма и экуменизма). Недавно была опубликована его беседа (Прим. ред.: «О традиционализме и модернизме» и «Основные признаки церковного модернизма») на сайте «Ветро́во» иеромонаха Романа (Матюшина) (Прим. ред.: поэт, автор духовных стихов и песен, член Союза писателей России). Очень хорошая беседа, советую всем ее почитать. Архимандрит Рафаил называет одной из особенностей церковного модернизма то, когда церковные люди отрицают вечные муки. Всегда такой модернист исходит из одного: желание жить и грешить и в то же время спасаться. Потому что вера для любого нормального умного человека – это естественно. Потому что верить в то, что мир неразумно, сам собой создался, может только неразумный человек. А разумный понимает, что ничего случайно быть не может – никакой эволюции, усложнения быть не может без вмешательства извне разума, в первую очередь. Они веруют в Бога. А чтобы успокоить свою совесть, придумывают вот такие теории.
И поэтому Господь в Евангелии нам неоднократно говорит, что грешники, которые здесь не исправились, не покаялись, хотя им дано было время на это, вся наша жизнь на это нам дана – на исправление, на покаяние; если не использовали это время должным образом, они пойдут в муку, и в муку вечную. И эта мука будет вполне реальной, еще до того, как все после воскресения получат тела. Они и душою будут мучиться так, как я вам об этом сказал. Поэтому, дорогие мои братья, давайте не будем обольщаться никакими этими ложными теориями, отвергнутыми Церковью. Постараемся не попасть в эти муки, постараемся жить по заповедям Божиим, послужить Богу добрыми делами своими. Ведь Господь говорит: «... Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»(Мф.25:40).
Если мы ближнему сделали добро, любому человеку, мы сделали Богу. И наоборот, конечно: если сделали зло, Господь воспринимает это как зло, Ему сделанное. За это мы будем страдать. Поэтому не будем обольщаться, будем настоящими христианами и будем следовать истинному учению нашей святой Церкви, которая утвердила свою веру Вселенскими Соборами. Аминь.
Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаама" — канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современный мир.
Пишите нам — и молитвенная помощь придет.
Имена на поминовение: WhatsApp +7 (988) 501-00-88,
пожертвование на карту Сбербанка 4817 7602 4787 9236
или перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,
сумма — на Ваше усмотрение.