Во время раскопок 2020 года в Старой Рязани археологи обнаружили усадьбы двух соседей-ювелиров, разрушенные в первой половине XIII века.
Современный город Рязань находится в полусотне километров от места, где в домонгольскую эпоху стоял одноименный древнерусский город. Впервые в летописях она упоминается под 1096 годом, а в XII веке Рязань становится столицей самостоятельного русского княжества. В 1237 году город был разрушен в результате монгольского нашествия и пришел в запустение. Археологи начали исследовать городище еще в XIX веке, после того, как в 1822 году крестьяне случайно нашли там "рязанские бармы" — клад средневековых украшений, однако систематическая работа началась только в 1945 году, с работы экспедиции под руководством А. Монгайта.
Экспедиция Института археологии РАН под руководством Игоря Стрикалова с 2017 года исследует южную часть городища — более молодую часть Рязани, которая начала застраиваться после ее превращения в столицу княжества в середине XII века.
По мнению историков, Старая Рязань росла, формируя «кольца» вокруг исторического ядра. В середине XII века вокруг старого города появилась жилая территория, почти в 10 раз превышающая его площадь. Возможно, это было связано с появлением в Рязани княжеского стола и собственных князей, которые пришли на эту территорию со своей свитой. Старый город был застроен плотно. Попытки князя поселиться в нем могли вызвать конфликт с местными жителями. Поэтому князья построили рядом новый город с широкими улицами, просторными усадьбами и каменными храмами. На его территории поселилась вся элита.
Усадьбы ювелиров находились на краю этого района. Усадьбы были одинаково спланированы: жилые и производственные сооружения расположены у западной части мыса, а хозяйственные — с восточной стороны. Одна из усадеб несет следы пожара — возможно она сгорела во время пожара 1237 года, вспыхнувшего при штурме города войсками Батыя.
Интересно, что на обеих усадьбах нашли шахматные фигурки.
Также во время раскопок на южной усадьбе обнаружили детали весов, гирьки-разновесы, ювелирные пинцеты, а также многочисленные шлаки и выплески белого металла, свидетельствующие о том, что мастер работал с серебром.
Также археологи нашли множество ювелирных матриц, среди которых особо выделяются две: диск с изображением кентавра и матрица для изготовления чечевицевидного колта с парой геральдических птиц – колт с аналогичным рисунком нашли в старорязанском кладе 1887 года.
Матрица с изображением кентавра представляет собой плоский диск, на лицевой стороне которого изображен кентавр с мечом и щитом.
Хотя воинский образ кентавра был одним из излюбленных на Руси, по мнению исследователей, матрица с кентавром была привозной: на это указывает изображение в реалистичной манере кентавра с подчеркнутой мускулатурой, свойственное античным традициям – в средневековой русской традиции китовраса-кентавра обычно изображали в рубашке.
Также на южной усадьбе экспедиция нашла множество предметов, в том числе привозных, среди которых – подвески из византийских медных монет и обломки двух глиняных игрушек с зеленой поливой, характерной для южнорусского гончарства начала XIII столетия.
Раскопки этого лета принесли и множество других находок. Например, костяное навершие плети в форме головы птицы и фрагмент горшка XI века с клеймом в форме трезубца — родового знака князей из рода Рюриковичей.
При написании поста использован пресс-релиз Института археологии РАН.