Хотите удивиться, посмеяться и задуматься?
Тогда делюсь с вами секретной повестью-притчей Сухбата Афлатуни «Глиняные буквы, плывущие яблоки»! Нам задали читать ее в магистратуре, а я не успела к занятию и вот наверстываю. Открыла и не могу оторваться! Только послушайте:
— В бездействии состарится оно, — ответил новый учитель. И покраснел.
— Да… состарится, — согласился старик и поднял палец. — Эти строки написал Михаил Юрьевич Лермонтов!
На лица в комнате легла печать тоски.
Почти все побывали когда-то в учениках у Старого Учителя и его палки, и дорогое имя Михаила Юрьевича намертво въелось в их головы.
Все помнили, что это был русский космонавт, которого уважал и чтил Старый Учитель. Кто-то мог вспомнить такие подробности, что Учитель встречался с Михаилом Юрьевичем во время своей командировки в Ташкент… Хотя — что делал в Ташкенте Михаил Юрьевич, если он все время пропадал у себя в космосе, — никто толком не знал.
Главное, что, гуляя по площадям Ташкента, Михаил Юрьевич Лермонтов диктовал Учителю приходившие ему в голову стихи, а сам потом разбился где-то над Кавказом — с тех пор там идет война.
***
Чтобы сразу все стало ясно, скажу, что мы происходим от Александра Македонского и его воинов. То, что они здесь побывали, помнят все. Конечно, никаких надписей об этом не сохранилась, ни на заборах, ни на других местах. Греки народ культурный; на заборе, хоть им сто рублей пообещай, не напишут. Потом, сколько на заборах ни пиши, греческого здесь до сих пор никто не знает. Они тут на местных красавицах женились, а для этого дела даже тоненького русско-узбекского разговорника вполне хватает.
Из рассказа многоуважаемой Э.Ф. Шафранской, сюжеты в притче на все времена, они опираются на миф, а герои не прописаны подробно. Повествование ведется от лица рассказчика. Место действия – Средняя Азия, время – после развала СССР.
Почему герои так странно говорят о Лермонтове? Они смешали Лермонтова с Гагариным, возможно, из-за стихотворения:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В повести много идущего между строк. Много юмора и гротеска, свойственного автору – поэту и прозаику Евгению Абдуллаеву, пишущему под псевдонимом С. Афлатуни.