Когда я рассматривал старые плёночные фотографии аэродрома Мячково, сделанные в 1993 году англичанином emdjt42, моё внимание привлекли фото жутких останков, по которым уже сложно было опознать тип летательного аппарата.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что это фюзеляж самолёта Су-15 б/н 70-красный, лежавший вверх тормашками.
А рядом с ним валялся несчастный МиГ-15УТИ.
Откуда и зачем взялись боевые самолёты в гражданском аэропорту Мячково ‒ пока остаётся загадкой. Зато выяснилось, что в Мячково тогда постоянно происходил разбор и утилизация списанной авиатехники, и осталось довольно много фотографий этого процесса. Зрелище тяжёлое, но увидеть стоит.
Слово Сергею Рябцеву:
Одно время в Мячково стояло несколько Л-29 в разной степени разобранности. То ли на запчасти, то ли из нескольких машин собирали одну. Данный экземпляр несёт ДОСААФовскую символику, тактический номер 33, а также номер ФЛА РФ. Целая коллекция.
В начале 2000-х годов в Мячково резали самолёты а/к «Атран» («Авиатранс»). Вот Ан-12А RA-11901, который честно отработал 14 лет в ВВС, 18 лет на службе транспортной авиации в Министерстве общего машиностроения и ещё 7 лет в «Атране».
Кроме Ан-12, в Мячково были порезаны три Ил-76Т этой же компании. Вот RA-76788 в процессе распила в 2002 году.
Величественно и жутковато...
Ил-76Т RA-76757 в 2003 году. Игорю Колоколову даже удалось пролезть в кабину. Кстати, «Атран» существует до сих пор, эксплуатирует грузовые Boeing 737.
В 2007 году подошла очередь утилизации отлетавших своё Ан-30 мячковского отряда аэрофотосъёмки. Я уже подробно писал о судьбе самолётов этого отряда. И вот теперь попались фото их утилизации.
Есть даже фото изнутри.
В 2012 году в Мячково допилили оставшиеся Ан-30. Ни один самолёт не попал в музей, хотя в России ни в одном музее нет такого самолёта. В музеях Украины и Чехии Ан-30 есть, а в России ‒ нет ни в одном.
Но обиднее всего за действительно раритетные машины, которых осталось совсем немного, и часть из них погибла именно в Мячково. Я говорю о легендарных Ил-14.
Ил-14Т СССР-41802 постройки 1957 года служил навигационным средством калибровки воздушных судов. Уже в 1992 году он медленно умирал в Мячково, и был окончательно разобран в 1995 году.
В 1993 году какие-то вандалы пытались сжечь самолёт, разведя огонь в хвостовой части, где был туалет.
Второй самолёт запечатлён прямо в процессе порезки в 1993 году. Этот Ил-14М построен в 1956 году и с 1964 года был приписан к Мячково. Тут и умер...
Скорее всего, свою смерть в Мячково встретили и ещё два Ил-14, но уничтожили их позже 1993 года, поэтому на следующих фото они ещё целые.
СССР-79162 был выпущен в Ташкенте в 1957 году и всю жизнь прослужил в Министерстве общего машиностроения.
Аналогичная судьба ждала и СССР-93921. Правда, этот самолёт послужил прототипом пластиковой модели от фирмы «Амодел».
Но не хотелось бы заканчивать статью на такой грустной ноте. Судьба одного из Ил-14 всё-таки сложилась хорошо, правда, она больше не связана с Россией.
Этот Ил-14Т до 1991 года служил в ВВС (аэр. Чкаловский), но после списания был не распилен, а продан частнику, и продолжил летать под номером ФЛА-01146. В 1993 году он базировался в Мячково.
В 1996 году самолёт перелетел в Жуковский и встал там на долгую стоянку из-за проблем с регистрацией. В 2002 году самолёт решил выкупить для своего будущего ресторана швейцарский пилот Рето Зайпель.
В 2005 году самолёт получил киргизскую регистрацию EX-1146K и временный сертификат лётной годности, после чего вылетел в Цюрих через Брест и Варшаву.
В том же году вокруг самолёта был возведён ресторан "Runway 34".
Вот так самолёт выглядит сегодня.
Поесть в салоне, правда, не получится ‒ там устроена комната для курения сигар.
Зато кабина в целости и сохранности.