Мы составили чеклист, помогающий понять, сложно ли вам говорить «нет». В этой статье разбираемся в причинах этой сложности.
Боимся последствий
Понятная причина: не отказываем, потому что опасаемся того, что за этим отказом последует. При этом последствия могут быть как вполне объективными и реальными, так и искаженными:
Реальные последствия: кто-то обидится, накричит, откажет в ответной услуге, изменит свое отношение ко мне
Иррациональные представления о последствиях:
Иногда мы можем строить ошибочные прогнозы, преувеличивая реальные последствия:
- "Если я откажу один раз, то за мной закрепится надолго образ эгоиста"
- "Если скажу другу, что не смогу увидеться на этой неделе, то он жутко обидится на меня"
Иррациональность может проявляться и в неверной оценке реальных последствий. Например, вы отказали товарищу в помощи с переездом - и он действительно расстроился. Отнестись к этому можно по-разному:
- "Это неприятно, я бы тоже расстроился на его месте. Надеюсь, кто-то еще сможет ему помочь"
- "Я ужасный друг. Я подставил его - и теперь он наверняка плохо думает обо мне"
Во второй оценке закралось сверхобобщение и навешивание ярлыков. Скорее всего это вызовет бурные эмоции - такие, что человеку легче согласиться на неудобную просьбу, чем испытать их.
Нет времени подумать
Очень простая, но важная причина. У всех нас разная скорость обдумывания и принятия решений. Иногда нам просто мало времени на оценку последствий, и мы можем сокрушаться и недоумевать: «Как я вообще мог на это согласиться?»
Не знаем своих прав
Размытые рабочие обязанности, непонятные негласные правила в семье или компании, наши собственные долженствования и представления о том, что мы можем и не можем себе позволить — все это влияет на сложность отказа. Этот пункт про вас, если вы периодически смотрите на поступки других и думаете «Ого. А так можно было?»
«Хорошие не отказывают»
Громоздкий фактор проблемы говорить "нет" - то, что мы вообще думаем про отказы или про отказы конкретным людям ("Это же мама, как я ей откажу?").
В это вкладываются наши представления о том, как вести себя порядочно\справедливо\правильно и т.д. Некоторые из этих идей вполне рабочие, но какие-то загоняют нас в ловушку "быть удобным для других, забыв про свои потребности".
Текст писала: Виктория Цебренко, специалистка центра "Качество Жизни"