Найти тему
Мир Музыки

История обложки дебютного альбома Pink Floyd

Источник фото:yandex.ru
Источник фото:yandex.ru

Каноническая обложка знаменитого альбома Pink Floyd - «The Piper At The Gates Of Dawn» была настоящим прорывом для своего времени. Английский журналист Хью Филдер побеседовал с фотографом обложки - Виком Сингхом о призмах, Джордже Харрисоне и о том, почему ему так и не заплатили за проделанную для Floyd работу.

Дебютный альбом Pink Floyd - "The Piper At The Gates Of Dawn" регулярно претендует на звание не только лучшего психоделического альбома всех времен, но и его культовая обложка обсуждается не менее часто, в контексте разговоров о психоделической эпохе в рок-музыке.

Автору фотографии удалось отразить измененное восприятие визуального образа, как если бы вы смотрели на изображение через калейдоскоп.

Каждый член группы появляется на фото три или четыре раза, переходя в собственное и соседние изображения. Данный эффект призван в первую очередь дезориентировать, и заставить работать воображение, что на тот момент идеально отражало музыкальное содержание дебютного альбома Пинк Флойд. Но за всем этим кроется одна любопытная деталь....

В отличие от музыки дебютника, которую бесконечно анализировали и перед которой преклонялись, какую-либо информацию об обложке альбома почти невозможно найти.

Это довольно странно, если учесть тот факт, что есть люди, которые анализируют любой мельчайший творческий акт со стороны Сида Барретта, пытаясь понять хрупкую душу музыкального гения, создавшего основной материал для дебютного альбома Pink Floyd.

Кроме того, даже среди множества книг об одной из самых продаваемых групп на планете, практически нет упоминаний об обложке "The Piper At The Gates Of Dawn", кроме одного издания, который посвящено исключительно созданию альбома.

Удивительно то, что авторами всех этих книг допущена одна важная оплошность. Никто никогда не пытался разыскать автора данного фото и поговорить о творческом процессе. А ведь на заднике альбома имеется надпись: «Фото на передней стороне обложки: Вик Сингх».

Помимо участников Pink Floyd, на альбоме присутствуют всего четыре других имени, и Сингх расположен ниже инициалов продюсера (Нормана Смита), звукоинженера (Питера Боуна) и дизайнера задней стороны обложки (Сида Барретта).

Вклад Сингха в создание обложки определенно более заметен, чем, то огромное признание, которого удостоился Питер Блейк создавший культовую обложку альбома The Beatles - «Sgt Pepper's Lonely Hearts Club Band», выпущенным в том же году.

Выходных данных Сингха почти не найти на обложках других рок-альбомов того времени. Правда по данным Discogs есть информация, что он работал с The Spencer Davis Group.

Позже Pink Floyd пользовались услугами великого Сторма Торгерсона из студии Hipgnosis, за исключением альбомов The Wall и The Final Cut (например, барабанщик - Ник Мейсон самолично иллюстрировал сборник Relics).

Все это потому, что Вик Сингх был fashion, а не рок-фотографом. Так или иначе, но обложка «Волынщика» стала уникальным произведением, квинтэссенцией лихорадочной атмосферы «свингующего Лондона». ….И кстати небольшой помощи Джорджа Харрисона.

«Это просто случилось», - говорит Сингх, вспоминая ту эпоху и события, что окружали создание обложки. «Люди просто собирались вместе. Один приходил к другому, и они собирались и делали что-то. Было ощущение, что можно попробовать все. Это была такая творческая атмосфера… Пока, наконец, это движение не стало таким огромным, в итоге сделав эту страну авангардом музыки и моды, даже автомобилей… если на то пошло».

История Вика Сингха - это своего рода столкновение культур, которое процветало в шестидесятые.

Отцом Сингха был раджа Калаканкара - провинции у берегов Ганга, в Северной Индии, а мать - дочерью фотографа из австрийского общества. В возрасте шести лет Вика отправили в школу-интернат в Англии, а после того, как его мать переехала в Лондон, он получил образование в государственной школе в прогрессивном колледже Святого Кристофера в Летчворте (Хартфордшир).

Вик Сингх. Середина 60-х.
Вик Сингх. Середина 60-х.

«Из-за моей семейной жизни (индийская аристократия) работа не стояла на повестке дня, потому что мы всем уже владели», - с улыбкой говорит Сингх. Но после того, как Вик получил западное образование, возвращение к прежней жизни потомка раджи для молодого человека было просто немыслимым. Поэтому он поступил в колледж искусств Святого Мартина в Лондоне, где заинтересовался фотографией.

Он получил работу, начиная с самых низов – с должности младшего ассистента в лондонской фотостудии Mayflower.

Сингх подметал пол и заваривал чай, прежде чем перейти в Studio Five, где он работал с фотографом Дэвидом Бейли, и его карьера модного фотографа развивалась параллельно с fashion индустрией Лондона.

-4

Через пару лет он открыл собственную студию и наслаждался жизнью в самом эпицентре свингующих 60-х. «Я был частью творческой элиты. У меня была квартира на Кингс-роуд, и моя девушка была моделью. Я приходил домой из студии, и там могло быть 30 или 40 человек - актеры, музыканты, модели, дизайнеры, редакторы моды, торговцы, дилеры. Это было популярное место для жизни». Здесь рассказ Сингха очень похож на фильм Антониони – «BlowUp». Таковы шестидесятые….

Поскольку модная фотография занимала все свободное время, Сингх признается, что не проявлял особого интереса к музыкальной сцене. До тех самых пор, пока однажды на пороге его дома не возникла его подруга и модель - Патти Бойд со своим мужем, битлом Джорджем Харрисоном на буксире.

Вик и Патти сегодня
Вик и Патти сегодня
«Было очень странно встретить кого-то, кто был очень знаменит, а потом пойти с ним в паб, и выпить пива и просто нормально пообщаться», - вспоминает Сингх. «Мы с Джорджем стали друзьями, и я часто бывал в его доме, в сельской местности, недалеко от Хенли. Мы сидели часами и обсуждали мистику, потому что она интересовала нас обоих». Как известно, именно в это время Харрисон увлекся восточной философией и религией.

Но за исключением концертов The Beatles, «где потом нам приходилось бежать, чтобы спасти свою жизнь», Сингх не был частым посетителей лондонских концертов - ни модные клубы, такие как легендарный The Marquee, ни модные ночные бары, такие как Scotch Of St. James, ни кислотная андерграундная сцена в клубе UFO, где Pink Floyd приобрели репутацию неофициальных резидентов. Поэтому, когда в начале лета 1967 года, ему позвонил менеджер Pink Floyd и спросил, не хочет ли он сфотографировать группу в студии, это предложение было для него совершенно неожиданным.

«Я познакомился с группой на одном мероприятии на Пикадилли несколькими неделями ранее - тогда мы называли это хэппенингом», - вспоминает Сингх. «Я знал о них, но никогда не видел, чтобы они играли. Я спросил, есть ли у них какие-то особые планы на эту фотосессию, но они сказали, что нет, они оставят это на меня».

Менеджмент Pink Floyd тех лет, мало что может сегодня вспомнить о событиях, связанных с созданием обложки – «The Piper At The Gates Of Dawn».

Но в конце концов, это был 1967 год, и со-менеджер группы - Питер Дженнер был занят в студии с Pink Floyd тем, что выкрикивал названия планет в мегафон во вступлении знаменитой барреттовской - «Astronomy Domine».

Однако его коллега Эндрю Кинг смутно припоминает, что им рекомендовали Сингха в качестве фотографа. «Я думаю, что это было еще одно блестящее предложение Хоппи», - говорит он. Джон «Хоппи» Хопкинс был радикальным фотожурналистом, который был одним из главных деятелей лондонского андерграунда, и одним из основателей клуба UFO, а также газеты хиппи International Times.

«Мы не хотели использовать возможности EMI, и мы как бы отстаивали нашу независимость», - говорит Кинг.

«Это было прекрасное время для английской фотографии, и те фотографии, что публиковал Vogue и другие модные журналы того времени, были превосходными», - вспоминает Кинг, когда туман времени на мгновение проясняется.

«Фэшн-фотография развивалась быстрыми темпами, а фотография шоу-бизнеса - нет. У меня такое чувство, что Хоппи знала Вика Сингха, и мы подумали: «Отлично, давайте возьмем кого-нибудь интересного и молодого, потому что это тоже может быть весело, необычно и интересно».

А тем временем, Сингх искал что-то веселое, необычное и интересное для грядущей фотосессии.

«Они прислали мне предварительный экземпляр альбома, и я был поражен», - вспоминает он. «Поначалу это звучало очень чуждо, но потом я начал понимать, к чему они стремились, и я хотел придумать картину, которая бы отражала это.

У меня была призматическая линза, которую Джордж Харрисон подарил мне однажды, когда я был у него дома. Мы смотрели его домашний кинотеатр и бездельничали. Он сказал: «Бери, потому что я не знаю, что с этим делать, и ты можешь найти для нее какое-то применение». Призменная линза разделяет изображение, но вы должны заранее тщательно настроить кадр, потому что если вы просто наведете камеру и сделаете снимок, это будет выглядеть странно. Кроме того, эта линза смягчает изображение.

«Я подумал, что идея с линзой может сработать для фото на конверт пластинки. Я подготовил и настроил аппаратуру, а потом протестировал. Но изображение было слишком светлым, поэтому я попросил группу принести с собой красочную одежду, потому что подумал, что это должно обеспечить контраст яркости, особенно при правильном освещении.

Так выглядела линза-призма Харрисона
Так выглядела линза-призма Харрисона
В общем, они прибыли в тот самый день со всей этой одеждой, и после того, как мы выпили кофе, они переоделись в нее.
Затем мне пришлось расположить их на белом фоне, чтобы получить ту картинку, что я искал. Позиционирование имело решающее значение, потому что после спуска затвора изображение должно было разбиться на множество частей, и все участники группы должны были быть точно в том месте, чтобы получившееся изображение собралось в единый образ».

В наши дни к созданию такого снимка подошли бы совсем иначе. На самом деле, вероятно, группу бы даже не пытались снять всю вместе. Было бы проще сделать отдельные снимки участников, а затем просто наложить их друг на друга. Но тогда подобные варианты не рассматривались.

Один из вариантов фото на обложку "Волынщика"
Один из вариантов фото на обложку "Волынщика"

«Как только я показал им снимки Полароида, и они увидели, насколько важным было расположение фигур и освещение – они сразу вникли в это. Особенно Сид. Они понимали, что, если все изначально будет сделано правильно, то и конечный результат выйдет тоже отличным. Во время фотосессии, музыка «Piper» рвалась из больших колонок, которые стояли у меня в студии. Прохожие могли слышать это даже на улице».

«Тогда это был вопрос правильно сделанных снимков. Было не так уж много способов сделать это из-за перекрытия изображений в кадре и всего прочего, и если один из участников группы двигался, это меняло весь вид снимка. Я отщелкал четыре или пять барабанов. Где-то 40 или 50 кадров - так что у них было из чего выбрать, и, надеялся, что найдется хотя бы один, на котором все они будут хорошо смотреться».

Кстати, никаких фильтров или других эффектов, кроме призмы, не было.

«Все это было сделано с помощью Hasselblad и Ektochrome (фототехника)», - говорит Сингх.

И никаких стилистов или визажистов.

«Конечно, нет. Тогда даже модели сами делали макияж».

Фотосессия длилась целый день, и после того, как через несколько дней Сингх отправил готовые фотографии руководству, он решил позвонить, чтобы узнать, все ли в порядке.

«Да, они классные», - сказали мне. Они сказали, что будут использовать их и что Сид занимается дизайном задней обложки, поэтому я сказал «хорошо» и вернулся к своим делам, оставив их дальше выбирать снимок.

Еще один вариант фото
Еще один вариант фото

Через некоторое время я увидел обложку, и она выглядела хорошо. Не могу вспомнить, видел ли я ее в магазине или мне ее показали. Мало того, что все в кадре выглядят нормально, так еще и надпись «Pink Floyd» идеально вписывается на середину конверта. Другие фото были так же хороши, но там не было места для надписи. Вот почему они выбрали именно это».

От Pink Floyd Вик больше не получал вестей, как и не ходил на их концерт. Кроме всего прочего, за эту работу ему не заплатили.

-9
«В конечном итоге, авторские права принадлежат мне. У меня есть этот снимок, но я не придаю ему большого значения. Потому что, насколько я понимаю, в то время они были почти на мели. И вскоре после выхода альбома у них начались проблемы с Сидом.
Потом он ушел, и руководство сменилось, и, очевидно, все фотографии были отправлены Сторму Торгерсону в Hipgnosis, и он начал делать всю графику Floyd. И он проделал для них действительно блестящую работу, но к тому времени я уже ушел».

Фактически, свингующие 60-е внезапно подошли к концу для Сингха.

«Я начал снимать кино и стал сниматься сам. Так что я разозлился на все вокруг и поехал жить в деревню. Я стал отцом и занимался воспитанием. Я работал только для того, чтобы платить за квартиру, не более того, просто жил изо дня в день на природе».

Сингх вернулся в Лондон, и все еще живет недалеко от Кингс-роуд, и работает в сфере цифровой фотографии и кино. Сейчас Вик больше интересуется уличной и клубной модой, чем модной индустрией крупных лейблов.

Вик Сингх сегодня.
Вик Сингх сегодня.

«Если вы для себя не примете здесь-и-сейчас и не поймете то, что происходит вокруг вас сегодня, значит художественно вы умерли».

«Работа, которой я сейчас занимаюсь, основана на психоделии. Потому что такое видение сегодня так же актуально, как и в 60-е».

  • 80-летний фотограф и сегодня по-прежнему гордится обложкой «The Piper At The Gates Of Dawn».

«Эта пластинка и ее обложка стали олицетворением истоков Pink Floyd, и эта фотография до сих пор передает людям дух той эпохи».