Найти в Дзене

Интерес ученика на уроке – всего лишь следствие, но чего?

"Да, только так и можно кого-то чему-то научить - глаза в глаза..." - из комментариев моих любимых читателей
"Да, только так и можно кого-то чему-то научить - глаза в глаза..." - из комментариев моих любимых читателей

Самые интересные комментарии копирую и сохраняю, чтобы обдумать. Да-да, есть такие идеи, мысли, которые не сразу понимаешь. И я очень благодарен читателям за то, что вы есть и за то, что делитесь своими мыслями. Думаю, это хорошо и для тех, кто делится, потому что сформулировать мысль – это уже шаг к поиску решения или развитию ситуации. Так вот, один комментарий лежал у меня уже месяца три. Читаю и чувствую, что мысль-то глубокая заложена, а ясности, понимания не происходит, что-то не срастается...

Читатель, да, будут благословенны его дни, привёл цитату доктора педагогических наук А.В. Хуторского. Цитата большая, не буду приводить её здесь полностью, но суть её в том, что проблемы с мотивацией ученика, на самом деле, не существует, что эта проблема – следствие проблемы с неадекватностью учителей в отношении личностного роста, развития ученика. Андрей Викторович развивает подход, при котором сначала надо определить ценности, стремления ученика, а потом уже выстраивать вокруг этого учебную программу, тогда мотивация, интерес к предмету придёт естественным образом. Проблемы с мотивацией нет. Фокус не на ней, а на личностных ценностях ученика. Мы учим не предмету какому-то, а через предмет помогаем личности расти, развиваться.

Образ ребёнка увлеченого гаджетами ослепляет многих взрослых, не давая им увидеть то, что за этим стоит - что именно в этом гаджете интересует именно этого ребёнка и почему
Образ ребёнка увлеченого гаджетами ослепляет многих взрослых, не давая им увидеть то, что за этим стоит - что именно в этом гаджете интересует именно этого ребёнка и почему

Зацепило здесь именно то, что мотивация и интерес вторичны. Но после знакомства с идеями Андрея Викторовича, у меня было чувство, что я и раньше держался подобных взглядов =) Бывает такое. Тем более, что, конечно, труды этого уважаемого мною педагога не ограничиваются только этой идеей, она лишь важное звено разрабатываемого им подхода.

Буквально сегодня же читал другой комментарий, где автор сетовал на отсутствие интереса учеников к, казалось бы, очень практической, актуальной теме. Вот и ответ. Тема может быть хоть тысячу раз актуальной для “всего прогрессивного человечества”, но не иметь никакого отношения к сидящим в классе детям. И дело тут даже не в предмете, не в ориентированности на компьютер. Есть такой шаблон, что детям сейчас кроме компьютеров и телефонов ничего не интересно. Нет, это не так. Вернее, это не главное. Вы можете хоть сказку про колобка рассказать девятикласснику, но вовремя и с такими акцентами, что она “зацепит” за душу, и может быть, даже изменит его жизнь. И точно так же Вы можете ему рассказать о способах заработка в Инстаграмме, но не вызвать совершенно никаких эмоций. Дело не в этом.

"Всему свое время, и время всякой вещи под небом..." (Еккл. 3:1)
"Всему свое время, и время всякой вещи под небом..." (Еккл. 3:1)

Даже при индивидуальных занятиях найти, прочувствовать, понять, что для ученика важно, а что нет – процесс небыстрый и тонкий. Учитель превращается буквально в сверхчувствительный инструмент – как охотник на чуткую лань. Каждый шаг, каждое слово, упражнение – это добыча кусочков информации о личности сидящего перед нами человека. Любимые фильмы, любимые блюда, почерк, мимика, поза, как сидит ученик, реакция на свои и чужие ошибки, стратегии в достижении успеха (кстати, игры – да-да, очень хороший показатель здесь) – всё это помогает сложить картину и определить основные течения, куда растёт человек. Я не преподаю английский или математику, я помогаю ребёнку расти. Предмет, тема – действительно вторичны.

С Благодарностью моим вдумчивым читателям за комментарии и поддержку.