Найти в Дзене
WaveForum | Музыка и звук

Структура коммерческих треков

Оглавление
Наталия Карпова - профессиональный звукорежиссёр, мультиинструменталист, композитор, преподаватель этнической перкуссии в школе baraband_drive, автор этно-электронного проекта Sol8.
Наталия Карпова - профессиональный звукорежиссёр, мультиинструменталист, композитор, преподаватель этнической перкуссии в школе baraband_drive, автор этно-электронного проекта Sol8.

Классификация песен по структуре происходит на основе главных секций. К ним мы отнесем куплет, припев, бридж, соло. Второстепенные секции (intro, outro, turn, tag, pre, ending) в данной классификации учитываться не будут.

-2

Опираясь только на эти основные секции, все песни по структуре можно разделить на 3 большие группы:

  1. Припев-куплет-припев-куплет + _________
  2. Припев в начале
  3. ААBA

1. КУПЛЕТ-ПРИПЕВ-КУПЛЕТ-ПРИПЕВ + _____

Рассмотрим первую группу. Это самый распространённый тип песен по структуре. Как я написала выше, куплет и припев мы относим к основным структурным элементам, и эта группа песен не исключает наличие второстепенных секций .

-3

Системное обучение с профессионалом от WaveForum

Наверняка вы сможете вспомнить массу таких треков. И большинство из них не заканчиваются на втором припеве!

Давайте рассмотрим, какие есть возможные варианты развития трека при структуре КУПЛЕТ - ПРИПЕВ - КУПЛЕТ - ПРИПЕВ + ?

Что может идти после второго припева

  • НИЧЕГО! Да, есть песни, где после второго припева ничего не следует. Обычно в таких песнях очень длинные куплеты. Бывают ситуации, когда первый куплет в два раза длиннее, чем второй - это называется double verse.
  • ПРИПЕВ(3). При такой структуре можно выделить тип припева, который называется Breakdown Chorus - первые строчки припева звучат в тишине или с минимальным количеством инструментов, а затем на 2 или 3 строчке подключаются все остальные инструменты.
  • СОЛО-ПРИПЕВ(3). Самая распространённая структура в рок-песнях.
  • БРИДЖ-ПРИПЕВ(3). Самый популярный вариант продолжения трека после второго припева!
  • БРИДЖ-СОЛО-ПРИПЕВ(3). Да, можно совместить предыдущие 2 группы и получить такой вариант - он достаточно редкий, поэтому попробуйте с ним поэкспериментировать.
  • СОЛО-БРИДЖ-ПРИПЕВ(3). Более распространённый вариант, чем предыдущий.
  • СОЛО-КУПЛЕТ(3)-ПРИПЕВ(3). Не такая распространённая структура, так как в коммерческих песнях не часто можно встретить три куплета.
  • БРИДЖ-КУПЛЕТ(3)-ПРИПЕВ(3). Ещё менее распространённая группа, чем предыдущая.
-4

2. Припев в начале

Рассмотрим следующую группу песен. Эта группа необычная, так как в ней все песни начинаются с ПРИПЕВА.

На самом деле начать песню с припева не так легко, как кажется - автор в песне должен обосновать этот ход, так как обычно куплет подготавливает нас к припеву и именно в припеве мы ждём основную мысль, итог куплета. Какое при этом расположение структурных элементов можно встретить:

  • ПРИПЕВ-КУПЛЕТ-БРИДЖ-ПРИПЕВ (так называемая форма Рондо).
  • ПРИПЕВ + Любая структура из предыдущей группы.
-5

3. AABA

КУПЛЕТ - КУПЛЕТ - БРИДЖ - КУПЛЕТ Это песни, которые имеют такую структуру:

Да, в этой группе песен нет припева, а хук заложен в куплетах - в начале или в конце, или, как вариант, и в начале, и в конце. Обычно в бридже хука нет! Такие треки достаточно короткие и чаще именно по такой структуре пишут баллады.

Чтобы понять, о чем идёт речь, послушайте знаменитую песню “Over the Rainbow”: мелодический хук идёт в начале каждого куплета, в бридже его нет. Такой формат песен очень популярен, однако сложен для написания.

Вариации ААBA +_____

Как было сказано, структура ААВА достаточно короткая по таймингу, поэтому чаще можно встретить вариации.

Например, вариация ААBA +_______ :

  • СОЛО - БРИДЖ(2) - КУПЛЕТ
  • БРИДЖ
Стоит отметить, что не стоит сходу определять, с какой секции начинается песня (с припева или куплета). Нужно дослушать всю песню целиком, и исходя из контекста отнести песню в ту или иную группу.

Задание: определить, к какой из трёх групп относятся следующие песни:
“Smells Like Teen Spirit”
“Imagine”
“All About That Bass”.

Часть 1: Структурные элементы коммерческого трека

***

Автор: Наталия Карпова - профессиональный звукорежиссёр, мультиинструменталист, композитор, преподаватель этнической перкуссии в школе baraband_drive, автор этно-электронного проекта Sol8.

-6

Онлайн курс от Андрея Девятых и WaveFroum