ДЕТЯМ ОБ ИСКУССТВЕ.
Мы немного говорили с вами уже об этом. Помните, когда размышляли о том, как явление становится образом.
Действительно, видимо были какие-то причины у первобытных художников и их изображения получали своё изобразительное решение, и древние египтяне выработали свой изобразительный язык в силу определённых причин, и греческое античное искусство, тоже обусловлено конкретными причинами, и в дальнейшем каждый художественный стиль, опирается на историческое, и эстетическое содержание своей эпохи.
Действительно, каждое историческое время, ставило перед художниками свои задачи. Они могли быть очень маленькими или очень большими, но они всегда были, и художники, по мере своих сил и возможностей старались их решать.
Но кроме причин общественного характера - на то, как выглядит произведение искусства, влияют и причины личные, то есть зависящие от личности художника.
Действительно, сколько художников, столько и изображений. Каждый имеет свой почерк, свои приёмы и способы. Попробуем сравнить два живописных произведения, принадлежащие известным русским художникам Левитану и Куинджи, с одноимённым названием « БЕРЁЗОВАЯ РОЩА ». Обе картины хорошо известны зрителю и пользуются заслуженным признанием.
Давайте представим, что картины находятся рядом, перед нашим взглядом. Мы смотрим на них и сразу же видим, что они абсолютно разные. И это при том, что на каждой изображён лес, берёзы, солнечный свет – на каждой изображена природа. А разные они, потому, что каждый художник думал и делал ПО-СВОЕМУ. А, по-своему, это значит, что у каждого был свой способ художественного мышления при создании картины.
Что же это означает – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ? Если сказать очень просто и понятно, то это - ПРИДУМЫВАНИЕ. Да, да, именно придумывание картины, придумывание того, как она будет выглядеть, что и где будет изображено, какими красками. Придумывание лежит в основе создания каждой картины и не только картины, а любого произведения искусства. Любой художник-творец, всегда придумывает в своём сознании, ЧТО и КАК он будет делать.
То есть, я просто хочу напомнить, что сознание, мозг, мысли человека, являются фундаментом любой человеческой деятельности. Искусство – не исключение. Оно тоже из человеческого мышления, только из мышления ХУДОЖЕСТВЕННОГО. Почему, я выделяю слово художественного?
Да потому, что мы не должны забывать, что у человека есть и другие формы мышления. Но художественное мышление – ОСОБЕННОЕ. Особенное, потому что в результате его деятельности, рождаются художественные образы.
Но способы художественного мышления – разные, а значит, и образы, как результат такого мышления, тоже разные. Вот и получается, что каждый из наших художников, по-своему понимал и по-своему придумывал, как ему изображать образ берёзовой рощи. У каждого был свой почерк, своя манера письма, свои представления о том явлении, которое он изображает.
То есть у каждого был свой способ художественного мышления. Левитан мыслил и изображал так, а Куинджи думал и изображал по-своему. И вот тут, мне хочется обратить ваше внимание на последние слова предыдущей фразы – ИЗОБРАЖАЛ ПО-СВОЕМУ.
Это означает, что каждый художник накладывал на изобразительную поверхность краски так, как он УМЕЛ и ХОТЕЛ. И от того, какие краски и как, наносил на поверхность художник, каким движением руки он это делал, какой мазок, куда и в какое место он клал - зависел сам образ создаваемого изображения.
Ведь, чтобы мы с вами не говорили о том, ЧТО ВОЗМОЖНО, думал художник работая над картиной, сама же картина, получается только в результате воздействия красок на изобразительную поверхность. От того, как и где ОНИ лягут, как будут взаимодействовать друг с другом, как все вместе создадут мир картины, будет зависеть её художественное качество.
Ведь картина может восхищать, удивлять, нравиться, а может - и нет. И чем лучше её художественное качество, тем она лучше, тем больше она нравиться зрителю. Картины и Левитана, и Куинджи нравились многим. Их художественное качество восхищало многих зрителей и при этом, у каждого художника был свой способ создания изображения красками, как мы уже говорили выше – своя манера письма. Они были совершенно разными, но при этом и один, и второй были замечательными живописцами.
Вот и получается, что каждый художник – это свой, особый мир. И это касается не только Левитана и Куинджи, но и всех художников. Каждый мыслит и делает по-своему, каждый создаёт свой способ художественного мышления, который, являясь по сути своей красочным слоем на плоскости, создаёт образ картины.
Но за всем этим стоит самое главное – мысль, художественная мысль творца, то есть человека творящего. Вот почему в названии, мы говорим о разных способах художественного мышления.