Условия пандемии диктуют новые правила для каждой сферы нашей жизни. Рынок недвижимости не исключение. За первое полугодие 2020 года Росреестр отметил снижение числа сделок на первичном рынке на 40% и на 65% на вторичном (в сравнении с 2019 годом).
В связи с этим появились новые тенденции в предпочтениях покупателей. Некоторые из них присутствовали и ранее, но ярко выраженными стали лишь в последние месяцы.
Покупка квартир с балконом
В эти нелегкие времена люди стали ценить наличие балкона в квартире. Многие освободили пространство «на свежем воздухе» от лишнего хлама, обустроили его под зону отдыха или работы.
«В условиях самоизоляции многие оценили возможность обустроить в летнем помещении дополнительное рабочее место и выйти на свежий воздух, оставаясь в своей квартире.» – отмечает директор по продажам девелоперской группы «Самолёт» Кирилл Храпов.
Те, кто присматривался к покупке квартиры, также остановили свой выбор на жилье с балконом.
Управляющий партнёр архитектурного бюро UNK project Юлия Тряскина считает, что девелоперы и архитекторы должны отреагировать на этот запрос, но проекты в стадии реализации вряд ли будут переоборудованы.
Рабочая зона дома
По исследованиям RRG, 76% офисных сотрудников рассматривают работу на удаленке и в дальнейшем. Следовательно, наибольшим спросом начинают пользоваться квартиры с европланировкой, где кухня совмещена с гостиной. Это позволяет зонировать помещение и осуществлять работу из дома.
По словам экспертов, количество окон в квартире, глубина и ширина пространства станут намного важнее метража, поскольку такие квартиры позволяют осознанно подходить к планированию и создавать отдельные функциональные зоны.
Также некоторые компании прорабатывают идею с созданием коворкингов в жилых домах.
Развитая инфраструктура
Когда все общественные зоны закрыты или предъявляют массу ограничений при посещении, доступность собственной инфраструктуры является преимуществом. Поэтому особым спросом начинают пользоваться жилые комплексы с благоустроенной территорией, наличием детских и спортивных площадок, магазинов, ресторанов, больниц, школ и т.д.
«На фоне пандемии уже складывается тренд на то, чтобы жилые комплексы становились универсальными пространствами с гибридным функционалом, позволяющим видоизменять среду в соответствии с новыми потребностями. Импульс к развитию получают общественные пространства, позволяющие объединить сразу несколько элементов социальной инфраструктуры, например, коворкинг, образовательный центр, студию для занятий йогой, спортивный зал, салон красоты.» — отмечает президент группы «Эталон» Геннадий Щербин.
Загородная жизнь
У рынка городской недвижимости появился серьезный соперник в лице загородного рынка. Люди, оказавшиеся на самоизоляции в замкнутом пространстве городской квартиры, стали нуждаться в свободе и безопасности. Многие поняли, что готовы жертвовать доступными транспортными линиями и наличием социальной жизни.
В результате чего встал выбор: либо человек живет в высокоплотной урбанизированной среде и пытается соблюдать безопасное существование в условиях высокой плотности населения, либо выбирает загородное комфортное проживание на своем небольшом участке и может создавать собственные экопродукты.