Только недавно попалась на глаза «коронавирусная» реклама «Пятерочки», которая, как оказалось, была снята еще весной. Стало интересно узнать, какие идеи «Пятерочка» продвигает своим рекламным посланием в массы. Сначала посмотрим, что вложено в ролик осознанно (маркетологами, сценаристами и т.д.), а после — какие истины транслируются подтекстом. Что бы мы ни выражали, мы всегда выражаем правду.
Сюжет: Пустующая утренняя Москва. Пока общество находится на самоизоляции и «удаленке», сотрудники «Пятерочек» самоотверженно и дисциплинированно продолжают работу в магазинах: поддерживают порядок в залах, принимают поставки, осуществляют выкладку продуктов, а также доставляют благотворительные продукты пожилым. Генеральный директор «Пятерочки» разделяет возникающие трудности вместе с рядовыми сотрудниками сети. Особый упор в рекламе делается на соблюдении в «Пятерочках» новых противоэпидемических мер: ношении сотрудниками масок и перчаток, проведении термометрии, уборке и дезинфекции помещений и витрин, наличии в залах меток для дистанции покупателей, бесконтактной оплате и доставке.
Закадровый текст:
«Сегодня мы выходим на работу, чтобы продолжать трудиться от чистого сердца. Чтобы сделать безопасность каждого приоритетом N1. Чтобы поддержать всех, кто трудится, не покладая руля. Чтобы встать плечом к плечу с командой. Чтобы оставаться ближе друг к другу, даже на расстоянии. Чтобы помогать, не касаясь. Ведь это касается каждого. Чтобы протянуть руку помощи всем, кому это необходимо. Чтобы передать дань уважения старшему поколению. Чтобы обеспечить вас всем, к чему вы привыкли.
Давайте вместе соблюдать простые правила безопасности. Оберегать пожилых людей. И обязательно носить маски. Ведь мы можем обслужить гостей только в масках.
Сегодня мы выходим на работу, чтобы завтра вместе с вами все преодолеть.
«Пятерочка». С заботой».
1. Анализ сознательных посылов
Начало ролика показывает, что сеть «Пятерочка» ориентирована на массовую аудиторию — показаны соответствующие обычные городские застройки и метро. Пустынность утреннего города и общественного транспорта указывает на то, что общество находится на самоизоляции, люди остаются дома. Однако магазины «Пятерочки» продолжают работать. Несмотря на сложное время и пандемию, сотрудники выходят на работу, работают со всей дисциплинированностью и соблюдают новые меры: дезинфицируют помещения и витрины, проверяют температуру перед сменой, обрабатывают руки санитайзером, носят перчатки и маски и т. д. Тем самым, «Пятерочка» транслирует посыл, что сеть находится «на передовой» сложного периода и достойно отвечает вызовам времени, продолжая работу по обеспечению общества продовольствием, но при этом не создает угроз по распространению вируса (=соблюдается большое количество актуальных противоэпидемических мер).
Подчеркивается, что «Пятерочка» — современная, высококлассная сеть продуктовых магазинов. Делается акцент на современных и функциональных помещениях, постоянно пополняемом ассортименте продуктов, исполнительности и ответственности персонала, а также использовании современных технологий. Само название сети «Пятерочка» тоже говорит о высококлассности: магазин на пять баллов.
В последней части ролика демонстрируется гуманитарная программа «Пятерочки» под названием «Корзина доброты», в рамках которой собираются продукты для нуждающихся, и присутствует сцена доставки продуктов пожилой женщине. Тем самым, продвигается социальная помощь и забота о пожилых.
***
Показывая высокую «противоэпидемическую» дисциплинированность сотрудников «Пятерочки», ролик продвигает соответствующий пример и для покупателей. Реклама призывает покупателей «Пятерочки» присоединиться к персоналу сети и тоже носить маски, а также соблюдать 1,5 метровую дистанцию от других покупателей в залах и отдавать предпочтение оплате картой.
Ношение масок при этом предлагается считать веселым и необременительным (=в финальных кадрах девушка рисует «улыбочку» на маске своего коллеги), соблюдение дистанции — фактором, не отменяющим близость к другим (=сотрудник общается со своими детьми по видеосвязи, и звучит успокаивающая фраза «оставаться ближе друг к другу, даже на расстоянии»), а бесконтактную оплату выбирать как правильную и касающуюся всех (=фраза «помогать, не касаясь. Ведь это касается каждого»).
Однако, интересно, что карантинные правила для покупателей лишь предлагаются к исполнению, не являясь обязательными, что мы рассмотрим во 2 части анализа.
***
В рекламе создается сильный образ генерального директора сети. Директор «Пятерочки» стремится произвести впечатление ответственного руководителя и опытного хозяйственника, который готов к преодолению трудностей, приходит на помощь своим сотрудникам и встает с ними плечом к плечу, не чураясь простой работы. Фраза директора «Сегодня мы выходим на работу, чтобы завтра вместе с вами все преодолеть» настраивает верить в скорое лучшее будущее. Образ директора призван положительно характеризовать саму сеть и повысить доверие к «Пятерочке», показывая, что за работой и безопасностью магазинов следит достойный человек с самого высокого уровня.
Итак, сознательно "Пятерочка" транслирует зрителям рекламы такой посыл:
«Пятерочка» — современная, высококлассная сеть продуктовых магазинов, ориентированная на массы. Для общества наступили трудные времена, связанные с коронавирусом, однако «Пятерочка» продолжает работать и достойно отвечает вызовам времени. Сеть продолжает обеспечение общества продовольствием, но при этом не создает угроз по распространению вируса, поскольку соблюдает большое количество актуальных противоэпидемических мер.
Сотрудники «Пятерочки» заботятся о безопасности друг друга и покупателей, в обязательном порядке носят маски, перчатки, обрабатывают руки санитайзером, выходят в зал только при нормальной температуре, и покупатели тоже должны следовать противоэпидемическим правилам. В этом нет ничего обременительного. Это легко и правильно!
У «Пятерочки» сильный руководитель, который понимает простых людей и готов справляться с трудностями. «Пятерочка» заслуживает доверия.
Помогайте нуждающимся и пожилым людям в это сложное время! Скоро все будет хорошо.
2. Анализ подтекстов
А теперь посмотрим на более глубокий смысловой уровень рекламы. Для выявления скрытых смыслов более пристальное внимание обращаем на образы, их порядок, выбор слов, построение фраз, эмоции актеров, знаки, на все иррациональное и "случайное".
В первую очередь отметим то, чего уже коснулись выше — «Пятерочка» стремится представить противоэпидемические правила как обязательные для покупателей, но при этом в ролике:
- Нет ни одного четкого образа покупателя в «карантинной» экипировке. Покупатели показаны расплывчато: со спины, снизу и т. д. Пожилая женщина, получающая гуманитарную помощь, тоже не носит маску и перчатки.
- Проговаривается предложение «Давайте вместе соблюдать простые правила безопасности», а не директива «Соблюдайте правила». Т.е. покупателей упрашивают носить маски и пр.
- Еще одна ключевая фраза «Ведь мы можем обслужить гостей только в масках» звучит, словно покупателей не обслужат, если они без масок. Однако подразумевается ношение масок именно сотрудниками сети — формулировка идет «мы можем обслужить гостей только в масках», а не «мы можем обслужить только в гостей масках».
Тем самым, подтекстом реклама дает понять, что противоэпидемические правила обязательны сотрудникам, а насчет покупателей «Пятерочка» не уверена и, по сути, просто уговаривает их следовать правилам, попутно впечатляя примерами вымуштрованных сотрудников.
Что здесь ещё интересно:
«Пятерочка» дает понять, что ношение маски вообще не является мерой безопасности (о чем сейчас говорят многие врачи — маска проницаема для вирусов). Обратите внимание, как звучит фраза «Давайте вместе соблюдать простые правила безопасности. И обязательно носить маски». -> Ношение масок вынесено в отдельное предложение и приложено через «и» к правилам безопасности. Есть правила безопасности, а есть ношение масок — не правило безопасности, а что-то иное, добавочное. В конце ролика соответствующе изображено, как девушка рисует на маске коллеги улыбку маркером, т. е. показывает, что маска — это нечто несерьезное, да и нестерильное (=пачканье маски маркером).
По соблюдению же дистанции в магазинах дается такой символизм: покупатель с продуктовой тележкой делает шаг назад от разметки дистанции, словно отказываясь от этого правила. Это показывает, что покупатели не будут соблюдать дистанцию по разметке + этот образ вообще служит знаком оттока покупателей в сети из-за всех этих новых правил. Что логично — магазин говорит о важности дистанции, покупатели и дистанцируются. Только от самого магазина. (Как говорится, за что боролся...)
Также карантинная политика «Пятерочки» символически показана инфантильной и незрелой. Модифицированный логотип «Пятерочки» словно изображает подгузник, а не маску.
Обращение генерального директора характерно подается на фоне полок с молочными продуктами, что символически отсылает к младенцам-грудничкам. Имя директора не приводится, только должность, что показывает, ему не хотелось бы нести ответственность за свои решения, что также незрело. При произнесении слов директором заметен «рассинхрон» между звуком и движениями губ = фактор лжи.
Сама фраза, которую произносит директор — «Сегодня мы выходим на работу, чтобы завтра вместе с вами все преодолеть» тоже подчеркивает слабую позицию «Пятерочки». Организация просто продолжает работать, а вот преодолевать сложности согласна только вместе с покупателями и не сегодня, а завтра. «Мы преодолеем всё завтра с вашей помощью» — прямо девиз слабого прокрастинатора, который при этом рисуется видным героем.
В этой же сцене обращения директора отблеск вывески на витрине символически преобразуется в надпись RU Reлax, что можно трактовать как «Это Россия, расслабься». Рядом с надписью виднеются коробки с овощами, что продолжает смысловую линию: русские — просто «овощи», упакованные в свои «домики». Просто заставь народ (сотрудников и покупателей) носить маски, да и не напрягайся. Овощи в домике противиться не будут.
***
Другая истина, которая идет подтекстом — плохое отношение к рядовым сотрудникам сети (как от руководства, так от и покупателей).
При словах в начале ролика «Сегодня мы выходим на работу, чтобы продолжать трудиться от чистого сердца» наряду с образом магазина и сотрудниками словно невпопад мелькает кадр с мясной продукцией за витриной. Это показывает, что сотрудники «Пятерочек» играют роль «пушечного мяса» перед покупателями и берут весь удар какого-либо недовольства на себя. (Ещё один важный смысл этого образа мяса будет приведен ниже).
Символизм продолжается, и в одном из следующих кадров мы видим сотрудника «Пятерочки» с надписью «Каждый день» на спине и целой шеренгой помидоров, нацеленных на него = покупатели постоянно «забрасывают помидорами» рядовых сотрудников, вымещают на них недовольство.
Далее видим, что наряду с презентацией уборки и дезинфекции помещений аналогично показывается «подготовка» сотрудников — надевание масок, перчаток, обеззараживание рук, замер температуры. Т.е. сотрудники в некотором смысле приравнены к помещениям, полкам, витринам, которые предложены покупателю как безопасные и чистые. При замере температуры у сотрудницы видим на экране прибора слово «BODY», что продолжает символизм. Сотрудник «Пятерочки» считается чем-то бездушным, просто некое тело, которое замеряют, готовят, дезинфицируют наравне с магазином.
Позже в ролике мы видим курьера в фирменной форме магазина, которая очень напоминает пакет «Пятерочки». Т.е. курьер в сети держится просто за пакет, отношение к нему бездушное, как к предмету.
Другой характерный момент. При словах «Чтобы встать плечом к плечу с командой» директор лишь слегка дотрагивается до плеча рядовой сотрудницы и уходит! А в финале ролика, когда один за другим демонстрируются портреты сотрудников и директора, эта сотрудница не представлена. Это символизирует, что реально директор не стоит плечом к плечу с теми сотрудниками, кому это пытается показать.
***
И последняя, самая важная часть подтекстов в ролике — это реальная социальная миссия «Пятерочки». (Или лучше сказать, асоциальная).
Итак, ролик начинается со слов «Сегодня мы выходим на работу, чтобы продолжать трудиться от чистого сердца». Звучит странно — что-то вроде «мы идем работать, чтобы искренне работать». Параллельно выглядит странным визуальный ряд для этой фразы: показаны мясные изделия на полках во время уборки пустующего магазина.
Вдумаемся в слова и символизм. «Сегодня мы выходим на работу, чтобы продолжать трудиться от чистого сердца» + уборка пустого магазина + полки с мясными продуктами. (*Здесь будет еще один смысл этого мяса, помимо сотрудников-"пушечного мяса").
«Пятерочка» говорит, что выходит на работу, чтобы работать ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА. Обратите внимание, сказано не просто «мы работаем от чистого сердца» (!), а «мы выходим на работу, чтобы работать от чистого сердца». То, как строятся фразы — важно и неслучайно.
«От» может нести значение «против»: оттирать ковер от пятна, спасаться от нападения и т. д. При таком значении получаем, что «Пятерочка» работает... ПРОТИВ ЧИСТОГО СЕРДЦА. И тут же мясные полуфабрикаты на полках, нечто физическое, телесное.
Получается смысл, что «Пятерочка» работает против здорового (=чистого) сердца, т.е. против здоровых сердечно-сосудистых систем у людей. Тут же и убранный зал (никого из людей, только уборщица) и мясные полуфабрикаты в упаковках... К сожалению, это символизм того, что «Пятерочка» работает, чтобы население России «подкашивалось» от болезней сердечно-сосудистой системы через некачественное питание. Плохое питание — фактор N 1, вызывающий болезни сердечно-сосудистой системы, которые в отличие от коронавируса лидируют среди причин смертей в нашей стране. Мясо в упаковках в данном контексте — это и то самое некачественное питание, и символические умершие от некачественного питания.
А сама «Пятерочка», тем самым, на ролях «уборщицы» (населения и, тем самым, территорий).
***
Следующей в ролике произносится фраза «Чтобы сделать безопасность каждого приоритетом N1». Поверхностно звучит, словно речь идет о безопасном посещении магазинов сотрудниками и покупателями. Однако продолжая смысловую линию, можно трактовать это так: работая против здоровья населения, «Пятерочка» делает людей России безопасными для кого-то. Сказано, приоритет N1 у «Пятерочки» — безопасность каждого! Каждый становится неопасным. Это цель и миссия сети «Пятерочка», которая реализуется через обеспечение населения некачественными продуктами, подрывающими здоровье. Обратите внимание, что слоган магазина — «С заботой». Не говорится «С заботой о вас», «С заботой о покупателях» и т.п. Правильно, заботится эта сеть о неких других людях, которым интересен подрыв здоровья у населения России.
Следующая фраза — «Чтобы поддержать всех, кто трудится, не покладая руля». Это с одной стороны, значит, что «Пятерочка», продолжая работать во время объявленной пандемии, поддерживает своих поставщиков (=кто-то, чья работа связана с «рулём», т.е. поставками). Есть договоренности по поставкам, которые не хочется прерывать. Однако продолжая раскрывать асоциальную миссию «Пятерочки», видим, что в таком контексте фраза «Чтобы поддержать всех, кто трудится, не покладая руля» означает, что есть целый ряд организаций и людей, работающих на ту же цель геноцида населения России. И работа эта производится непрерывно и интенсивно. Общий «руль» у «Пятерочки» и каких-то других организаций — это направление неопасности русских людей (приоритет N1). И такие организации связаны и поддерживают друг друга. Понятно, что какие-то поставщики «Пятерочки» — целенаправленно работают на геноцид в России и производят заведомо некачественные продукты.
Далее важен момент с пожилой женщиной. «Пятерочка» доставляет продукты нуждающейся пожилой женщине, основное место среди которых занимает багет. В отдельном кадре позже внимание вновь акцентируется на багетах, словно это какой-то продукт, которым «Пятерочка» гордится. Если при этом посмотреть состав багетов, которые изготавливает и продает эта сеть, то можно увидеть наличие «растительного масла» (а, значит, пальмового, которое производителям можно скрывать под пространным наименованием «растительное масло») и E-добавки. Получая пакеты с продуктами от «Пятерочки», пожилая женщина характерно выдает грустное выражение лица.
В конце ролика во время фразы «Оберегать пожилых людей» вновь показана уборщица «Пятерочки», которая в начале демонстрировалась во время слов про работу от чистого сердца. Тем самым, смыслы объединяются. «Пятерочка», работающая «от чистых сердец» у населения, особое внимание уделяет пожилым людям и стремится «оберегать» их своей продукцией (например, выпечкой с пальмовым маслом и химическими добавками).
Также давайте посмотрим на логотип «Пятерочки» прежнего образца. Сейчас его частично изменили, но долгое время с открытия магазинов в 1999 г. по 2013 г. логотип был с косым овалом вокруг цифры «5» и длинным штрихом над «П».
Косой овал очень напоминает кольца планеты Сатурн, а цифра "5" похожа на его символ. Буква «П» в названии «Пятерочка» стилизована так, что напоминает косу (ещё и с двумя каплями от буквы «Ё»), которая является классическим атрибутом бога времени и смерти Сатурна/Кроноса.
Тем самым, прослеживается связь с деструктивным культом Сатурна и сатанизмом. Сатурн, сатана, "смерть с косой", Бафомет, число 666 - всё одна и та же тематика. Некоторые подробности об этом можно узнать тут: https://www.instagram.com/p/CAbIrEpDcoe/
Т.е. «Пятерочка» (Сатурн с косой) изначально связана с культом смерти, сатанизмом (сатурнизмом) и пр. и планомерно исполняет задачу первоклассного скашивания населения России. Косит людей России через еду на «пять баллов».
Тем самым, неутешительные выводы по реальному сообщению «Пятерочки»:
«Пятерочка» — организация с сатанинскими корнями, созданная для высококлассного продовольственного геноцида населения России, чтобы сделать его неопасным для определенных лиц. В этом отношении особое внимание уделяется удару по сердечно-сосудистым системам людей, в особенности пожилых, через некачественную продукцию, например, имеющую в составе химические добавки и пальмовое масло. У «Пятерочки» есть договоренности с другими организациями, аналогично заинтересованными в ослаблении народа России. Часть из этих организаций — поставщики «Пятерочки».
Руководство «Пятерочки» считает рядовых сотрудников сети и покупателей — «овощами», которые ни на что особо не способны. Руководство отстранено от работников, плохо к ним относится, держит их за что-то бездушное, что можно использовать как инструментарий и как «пушечное мясо» в разбирательствах с недовольными покупателями.
Директор сети имеет инфантильную, незрелую позицию, не хочет брать на себя ответственность, занимается притворством в отношениях с сотрудниками. В коронавирусный период "Пятерочка" терпит отток покупателей и негативное отношение покупателей к сотрудникам магазинов. Дополнительная информация из ролика: ношение гигиенических масок не является мерой безопасности против вирусов, это несерьезно и нестерильно.
Напишите, что вы думаете о выводах исследования и предлагайте ваши варианты для будущих разборов.