Если действительно смешно: сочный народный язык, неожиданный поворот сюжета, невозможность предугадать развязку?
Интересный пример такого юмора - повесть Ф.Д. Нефёдова "Иван - воин".
Деревушка Никулиха не то, чтобы совсем глухая, только ни до одного города из неё не доберёшься, и дорога здесь никуда не ведёт, и домов всего десяток, и новый человек здесь может появиться только по ошибке - если заблудится.
Но раза два в год забредает офеня - мелочный торговец.
И если с ним придёт ещё и странник - вот и источник новостей для всей деревни. От странников - то и узнают, что в мире делается!
Пришёл офеня, продаёт ленты - ситцы - шпильки - пряники. Дороговато, но кому же не хочется покрасоваться в обновке!
А его товарищ, торговец божьим милосердием, такой-то честный - никаких денег не просит, совершенно бесплатно показывает иконки, которые несёт в дальний монастырь, и рассказывает про святого Христофора - того, что с пёсьей головой. Очень от родов помогает!
Затосковали селяне, что в их краях ни святых не уродилось, ни чудес не видали...
Ночью у торговца благодатью живот прихватило. Бегал - бегал до ветру... А наутро у него пропала иконка, "Иван - воин". Искали всей деревней, и нашли ведь! На берёзе! Чудо...
Всем миром снимали, но святой в руки не давался. Знать, руки грешные. Так и порешили чудесно явленную икону оставить, где висит. А монастырю собрали за неё денег - неустойку заплатили. И становому пришлось отстегнуть, и священнику, и волостному начальству. Разорились. Зато - чудотворная! Своя!
Сказывают, тем летом в уезде ещё три десятка чудотворных объявилось.
Смешно?
Но всё же не хочется осуждать автора, позволяющего себе смеяться над людьми, не имевшими ни малейшей возможности выбраться за околицу - ради расширения кругозора. Потому, что есть в этом рассказе страница о природном здравом смысле, о неповреждённом рассудке русского мужика: просочились в эту глушь вести о суде присяжных.
Удивлённо потолковали мужички о том, что арестованных в зубы больше не бьют, и вообще не бьют, и даже ругаться на них запрещено, и защита им положена, так что, если не виноват - может, и не посадят. Но как только услышали, что адвокату надо платить...
- Откуда же у мужика деньги? Так мужик завсегда виноватым окажется! Но хоть разбойников теперь всех пересажают?
- Нет, сколько ни сажают, а разбоя что-то только больше становится.
- Так разбой же от бедности...
Кругом бедность, и вся Россия - мужик. И для кого эти реформы, если не для народа?
Вопрос задан не героями - автором. И услышан читателем.
А царь, конечно, хотел, как лучше...