Миф о том, что при дислексии и дисграфии дети должны активно заниматься лепкой из пластилина, идёт от методики Дейвиса, где лепке уделяется огромное внимание. О том, как она работает и почему она малоэффективна, мы уже писали в другой статье, поэтому подробнее остановимся на бесполезности пластилина для школьников с трудностями в обучении.
Может быть лепка и способствует развитию мелкой моторики, но ни в коем случае лепка не должна быть основным занятием для ребёнка с моторными трудностями при написании букв и соединений. Ведь лепкой нельзя добиться какой-либо существенной коррекции дисграфии, дислексии.
Почему так происходит?
Потому что для письма требуется скоординированная работа рук, а именно левая должна спокойно лежать на листе и удерживать тетрадь, а правая должна активно двигаться по тетради и обеспечивать плавную координацию при написание букв и цифр. Столь сложная скоординированная работа рук и глаз возможна только в случае сформированной у ребёнка специфической нейродинамики в работе мозга. Она проявляется в высокой выносливости ребёнка, умении ловко двигаться глазами и пишущей рукой по строчке вперед.
А этих навыков лепка точно не формирует. Отсюда и проблемы с письмом у тех детей, которые много лепят. Поэтому уже на этапе диагностики приходится пояснять родителям, что лепку требуется исключить, иначе это занятие может ещё больше усугубить дислексические проблемы.
Упущенное время
Дело в том, что во время лепки активно работают обе руки, а значит, осуществляется одновременное стимулирование двух полушарий мозга, что естественным образом провоцирует рассогласованность в работе мозга. А ведь именно...
рассогласованность в работе полушарий мозга является основной причиной дислексии и дисграфии на письме.
Для того чтобы улучшить свой почерк, да и грамотность, ребёнку требуется обеспечить доминацию левого полушария мозга и сформировать правильную нейродинамику чтения и письма.
А для этого необходимо:
- Заниматься графокоррекцией. Это авторская методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которая направлена на укрепление мышц кистей, тренировку правильного захвата ручки, придание почерку динамичности, ровности и аккуратности. Одновременно занятие графокоррекцией способствует созданию в мозге новых нейронных связей, благодаря которым постепенно уходят дислексические трудности.